Советник избранного президента Украины Владимира Зеленского Иван Апаршин заявил изданию «Апостроф», что украинским властям не следует создавать ядерное оружие.
При этом он подчеркнул, что у страны есть потенциал для этого, но в случае реализации такого проекта в отношении Украины могут последовать «сильные санкции».
На Украине не впервые звучат заявления о возможности создания ядерного оружия. В декабре прошлого года об этом говорил бывший представитель миссии Украины при НАТО генерал-майор Петр Гаращук. Тогда он также отмечал, что у Киева есть возможности для создания такого вооружения. Военный утверждал, что Украина может создавать не только атомные бомбы, но и ядерные боеголовки для ракет. Но в отличие от Апаршина он заверял, что Киеву не стоит бояться международных санкций за создание такого оружия.
Гаращук особенно обратил внимание на построенный еще при СССР Днепропетровский завод, с которым, по его словам, не сравнится ни одно предприятие в мире по производству межконтинентальных баллистических ракет.
«Украина способна выпускать как атомные бомбы, так и полноценные ядерные боеголовки для ракет. Ракету под названием «Сатана» не выпустили ни США, ни Россия, ни Китай», — заметил он. Ракета, о которой он говорит, была создана как раз на Днепропетровском заводе.
До этого о «моральном и законном праве» Украины на получение статуса ядерной державы заявил в эфире телеканала NewsOne экс-нардеп, член политсовета радикальной партии «Свобода» и заслуженный журналист Украины Игорь Мирошниченко. Он подчеркнул, что такое право появилось у Киева еще после того, как страны-гаранты якобы не помогли Украине сохранить территориальную целостность.
Кстати, о «моральном праве» Украины на ядерное оружие говорил не только Мирошниченко. Аналогичное заявление в эфире телеканала «112 Украина» сделал народный артист Юрий Рыбчинский. Он предложил «тихо» начать разрабатывать ядерное оружие. Рыбчинский также подчеркнул, что у Киева есть реакторы и есть ученые, которые еще не покинули страну. Впрочем, о каких именно «реакторах» говорил артист, он не уточнил.
Тема ядерного вооружения для Украины даже использовалась в гонке за пост президента страны.
Один из кандидатов, председатель Социалистической партии, бывший советник главы МВД Украины Илья Кива пообещал «вернуть» государству ядерный потенциал в случае своей победы на выборах.
«Я верну нашей стране ядерный статус! Это будет первое, чем я займусь, когда приду к власти. Слава богу, технологии все сохранены. И поверьте, все спорные вопросы с соседями решатся в тот же день, когда пройдут первые испытания!» — заявил политик на своей странице в фейсбуке.
В апреле прошлого года секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины Александр Турчинов заявил в интервью изданию «Гордон», что его страна, которая обладала третьим по величине ядерным арсеналом, допустила большую ошибку, подписав Будапештский меморандум и отказавшись от этого вида вооружений.
«Сейчас, по прошествии всех этих событий, можно сделать вывод, который многим не понравится: ядерное разоружение было нашей исторической ошибкой. Данные нам гарантии безопасности даже не стоят бумаги, на которой они были написаны», — подчеркнул Турчинов.
Он отметил, что в современном мире «со слабыми не считаются» и каждый должен рассчитывать только на свои силы. «У нас был третий ядерный потенциал. Мы отдали его в обмен на гарантии нашей безопасности и территориальной целостности, которые нам предоставили ведущие ядерные державы: США, Великобритания и Россия. При этом Россия, которой мы передали наше ядерное оружие, оккупирует часть нашей территории и начинает против нас войну на востоке, а другие гаранты лишь высказывают свою озабоченность», — возмутился секретарь СНБО.
Отметим, что в Москве категорически отвергают обвинения Киева в оккупации Москвой украинской территории, то есть Крымского полуострова, и в том, что РФ является стороной конфликта в Донбассе.
Что же касается ядерного оружия, то на Западе такие намерения Украины не нашли одобрения.
В августе 2017 года специальный представитель США по Украине Курт Волкер заявил, что решение Киева о денуклеаризации страны было верным и сейчас государству не нужно создавать собственную ядерную программу.
«Во-первых, отказ от ядерного оружия не был ошибкой. Во-вторых, если бы Украина не присоединилась к странам, которые отказались от ядерного оружия, то это не было бы хорошим решением. Я не думаю, что ядерное оружие было бы чем-то позитивным для Украины. Мне не хотелось бы, чтобы Украина снова восстанавливала этот процесс», — отметил дипломат».