В Нижнем Новгороде в преддверии Дня Победы в продажу поступили георгиевские ленточки со свастикой. О появлении такого товара на прилавках магазинов сообщил местный житель Александр Дейч на своей странице в фейсбуке. Он предположил, что сувенир с красной звездой, георгиевской ленточкой и черной лентой в виде свастики прибыл в Россию из Китая.
«Я посыл-то понял... Типа звезда раздавила фашистскую погань, но как это смотрится... В общем, я за чистоту символов Победы без вот таких импровизаций «китайского» креатива», — отметил он.
В комментариях под записью другие пользователи также высказали свое удивление. Они написали, что поняли смысл сувенира только с третьего раза.
И это не первый случай пренебрежения к символу Победы, который можно встретить в продаже. В апреле в онлайн-магазинах появилась мягкая игрушка «Ветеран». К самому «ветерану» прикреплена георгиевская лента, а рядом описание — «Приятная на ощупь». В среднем игрушку можно было купить за 350 рублей.
Игрушка пропала из продажи после того, как ее появление вызвало бурную критику со стороны пользователей Сети. И не только их. Председатель Российского союза ветеранов Михаил Моисеев, комментируя появление такого странного товара, предложил провести рейд по магазинам, чтобы выявить нечто подобное.
«Каждый раз к 9 Мая обязательно какие-то деструктивные силы вытаскивают такую мерзость и грязь, наживаясь на этом, изготавливая всякую похабщину, которая порочит то, что было сделано нашими дедами и отцами. Показывают, вот какой у нас оставшийся дряхлый ветеран», — сказал Моисеев радиостанции «Говорит Москва».
Он подчеркнул, что «подобные пасквили» порочат победу советского народа и комментировать такие вещи перед праздником ему неприятно.
Георгиевская лента действительно нередко становится «жертвой» маркетологов. В 2016 году незадолго до 9 Мая на прилавках российских магазинов начали появляться леденцы в цвет символа Победы с прикрепленной к ним ленточкой. Такие карамельки на палочке Lenco «Лолли Вкус Победы» продавались на сайте магазина канцелярских товаров за 69 рублей.
Помимо этого, в тот же год основательницы петербургского бренда «Патриотка», который создает кокошники, предложили россиянкам головной убор из георгиевских лент, сообщал портал MR7.ru. В середине кокошника — пятиконечная красная звезда с серпом и молотом. Такой аксессуар основательницы «Патриотки» оценили в пять тысяч рублей, но первым девяти покупательницам пообещали скидку в 9%.
За год до этого в гипермаркете в подмосковном Королеве в продажу поступили шлепки цвета георгиевской ленты, что вызвало волну возмущения продавцов и пользователей Сети. Вскоре в пресс-службе Московской области сообщили, что продукцию изъяли из продажи. Руководство компании объяснило такой неприятный инцидент маркетинговой ошибкой и принесло извинения за произошедшее.
В тот же год скандал с георгиевской лентой постиг опять же Нижний Новгород. Там маркетологи украсили символом Победы бутылки с водкой. Это вызвало резкую критику со стороны клиентов магазинов.
«Это оскорбление воинов наших, которые погибли, понимаете? Они не за водку боролись. А сейчас у нас ребята гибнут от этого алкоголя. Гибнут наши ребята», — приводит РЕН ТВ слова клиента магазина.
Ни администраторы, ни руководство магазинов объяснить такой дизайнерский ход не смогли, сообщил телеканал. Там отметили, что сотрудники начали в срочном порядке снимать георгиевские ленточки с алкогольной продукции.
Еще одним объектом критики в тот год стало нижегородское метро, где вагоны украсили рекламой ритуальных услуг. Пассажиры подземки обратили внимание, что в новых локомотивах вместе с изображением георгиевских ленточек и Ордена Отечественной войны находятся предложения мемориальной компании.
С 2005 года по всей России в преддверии 9 мая проходит акция «Георгиевская ленточка», в рамках которой ленты раздают в различных городах России и зарубежья бесплатно.
Сама георгиевская лента использовалась еще в Российской империи как часть ордена, являлась элементом Георгиевских знамен. Впоследствии она стала одним из символов победы в Великой Отечественной войне.