Китай продемонстрировал ходовые испытания авианосца проекта 001A — первого такого корабля, созданного исключительно самой страной. Ролик разместила в твиттере газета People's Daily.
Предполагается, что корабль могут успеть подготовить к параду в честь годовщины создания ВМС Народно-освободительной армии Китая (НОАК), который запланирован на 23 апреля. На него приглашены военные корабли из разных стран, в том числе и ВМФ РФ. Правда, США от приглашения Пекина отказались.
Судя по опубликованным китайскими СМИ фотографиям, на данный момент подходят к концу работы по нанесению покрытия на палубу авианосца. Заявленный состав покрытия палубы имеет двухкомпонентную основу, увеличивающую коэффициент трения и общую устойчивость к воздействиям различного типа.
Покрытие, как отмечают местные журналисты, может эффективно снижать импульс садящегося на палубу истребителя на скоростях до 300 км/ч. Кроме того, оно обеспечивает качественное противоскольжение при взлете воздушных судов с борта авианосца. Состав покрытия, как утверждают китайские СМИ, обладает устойчивостью к воздействию морской воды, горюче-смазочных материалов и иных агрессивных сред. Материал рассчитан на 1,5 тысячи взлетов и посадок истребителей.
Строительство первого китайского авианосца собственного производства началось еще в ноябре 2013 года.
Корабль, созданный по примеру своего предшественника Liaoning, является вторым авианосцем в Китае. Судно, названное, предположительно, в честь рака-богомола Pipixia, должен заступить на боевое дежурство не ранее 2020 года. На корабле могут быть размещены до 48 самолетов и вертолетов. Его водоизмещение составляет 55-70 тыс. тонн, длина — 315 метров, ширина — 75 метров. Он достигает максимальную скорость в 31 узел.
Корабль впервые был спущен на воду 26 апреля 2017 года. «Второй китайский авианосец утром 26 апреля был спущен на воду в порту Далянь», — указали в сообщении агентства Синьхуа. Торжественную церемонию посетил заместитель председателя Центрального военного совета Фань Чанлун. После того, как была перерезана лента, разбили бутылку шампанского, рассказали на Центральном телевидении Китая.
Год спустя, в мае 2018 года, этот авианосец отправился в тестовое плавание. Корабль покинул порт базирования в 07:00 по местному времени. В ходе испытаний планировалось в первую очередь проверить стабильность энергосистемы и другого оборудования судна.
Второе испытание для него началось 27 августа того же года. В сопровождении нескольких буксиров корабль покинул верфь города Далянь, сообщил ТАСС со ссылкой на информационный портал Sina.
Палуба авианосца была расчищена от строительного оборудования, но никаких летательных аппаратов на ней замечено не было. Это подтверждают фотоснимки судна, передает газета China Daily. По плану в море должны были приверить двигатели корабля, системы связи, навигации, различное электронное и механическое оборудование.
Четыре дня спустя стало известно, что авианосец безопасно и успешно прошел данное испытание. Специалисты проверили платформу и оборудование.
По мнению эксперта НОАК Инь Чжо, слова которого приводит издание «Хуаньцю шибао», китайские ВМС должны иметь по меньшей мере четыре авианосные ударные группы (АУГ).
«Для защиты территории Китая и его интересов на море нужно иметь две АУГ в западной части Тихого океана и две — в Индийском океане. С учетом этого ВМС необходимы как минимум пять или шесть авианосцев», — пояснил специалист.
В свою очередь, сотрудник Китайской ассоциации по контролю над вооружениями Сюй Гуанъюй высказал мнение, что для решения задач по обеспечению военно-морского присутствия Китаю также следует создать нескольких баз за рубежом. Он отметил, что у КНР на сегодняшний день есть база материально-технического снабжения в Джибути.
В то же время эксперт признал, что этого не достаточно. «Мы будем сотрудничать с приветствующими присутствие китайского флота — Пакистаном и Шри-Ланкой», — сказал он.
Как отмечают западные аналитики, строительство крупнейшего в истории Китая военного корабля приносит государству бесценный индустриальный опыт, даже если новый корабль очень похож на предшествовавший ему.
Сейчас на вооружении Китая есть только авианосец Liaoning, достроенный на базе бывшего советского тяжелого авианесущего крейсера «Варяг», купленного страной у Украины в конце 1990-х годов. На нем размещаются 24 палубных истребителя четвертого поколения J-15. Корабль может развить скорость до 32 узлов, а его экипаж составляет более 2,6 тыс. человек. Liaoning гораздо меньше типичного американского авианосца, который способен переносить примерно 100 истребителей.