Главнокомандующий Объединенными вооруженными силами (ОВС) НАТО в Европе американский генерал Кертис Скапаротти обеспокоен неспособностью Запада просчитывать действия России с такой же точностью, как это было во времена «холодной войны».
«Мы понимали сигналы друг друга во времена «холодной войны». Мы говорили [друг с другом]», — сказал генерал Associated Press.
Контакты с потенциальным противником он назвал важной частью сдерживания, имея в виду, что глубокое знание о намерениях и вооружениях сторон содействует снижению вероятности возникновения между ними вооруженного конфликта.
Он посетовал, что за последние несколько лет встречался с главой Генштаба России Валерием Герасимовым лишь дважды, хотя и иногда общался с ним по телефону. «Лично я считаю, что общение является важным моментом сдерживания. Нам следует больше коммуницировать с Россией. Это позволит нам понимать друг друга и объяснять, что мы делаем и зачем», — пояснил Скапаротти. В то же время он подчеркнул, что для достижения заявленной им цели альянсу нет необходимости чрезмерно интенсифицировать контакты с Москвой.
Заявления Скапаротти порадовали первого зампреда комитета Совета Федерации по международным делам Владимира Джабарова. «Подобные заявления приятно слышать, наконец, на Западе возобладал здравый смысл. Ситуация в наших отношениях с НАТО, Соединенными Штатами в последнее время доходит просто до абсурда. Во всем, что в мире было плохо, винили Россию. Нас причисляли и к странам-агрессорам, и к тем, кто дестабилизирует ситуацию в Европе. Мне кажется, пора остановиться», — сказал сенатор RT.
Если за заявлениями генерала США будут следовать практические шаги, то накопившаяся за последние десятилетия напряженность в отношениях НАТО и России начнет постепенно ослабевать, предположил Джабаров.
Ранее заместитель министра иностранных дел России Александр Грушко заявил РИА «Новости» о полном прекращении сотрудничества между Россией и НАТО по гражданской и военной линиям. «НАТО сама отказалась от позитивной повестки дня в отношениях с Россией. Ее не существует. И пока нет признаков того, что в НАТО знают, как выходить из этого тупика», — пояснил дипломат.
По его словам, альянс зашел слишком далеко в нагнетании конфронтации с Россией, и теперь отношения между Москвой и Брюсселем «больше всего напоминают «обычное» состояние дел, под которое создавалась НАТО — под «холодную войну».
В то же время Грушко подчеркнул, что Москва не будет игнорировать блок, поскольку это серьезный фактор безопасности.
Он обратил внимание, что очень многое из происходящего в альянсе — это производная от политики США, поэтому в случае изменения отношений между Москвой и Вашингтоном, изменятся и отношения между Россией и НАТО.
Кроме того, замминистра отметил, что у Москвы нет контактов по военной линии с альянсом в целом, но есть с отдельными его представителями. «НАТО отказалась от практического сотрудничества с нами в интересах укрепления безопасности. Но есть объективная потребность в совместной работе по снижению рисков непреднамеренной эскалации, предотвращению инцидентов», — заметил Грушко.
Тем временем, в США ответственность за напряженные отношения с Западом возлагают на Россию. Как заявил 12 апреля возглавляющий Объединенный комитет начальников штабов армии США Джозеф Данфорд, западным странам очень сложно устанавливать нормальные отношения с государством, «которое несколько лет вело себя ненормально». В то же время Данфорд отметил, что регулярно контактирует с Герасимовым, и это позволяет избегать недопонимания по важнейшим вопросам.
Год назад, 19 апреля, в Баку состоялась встреча Валерия Герасимова и Кертиса Скапарротти, которая, как сообщили РИА «Новости» в пресс-службе альянса, продемонстрировала взаимный интерес в поддержании военных линий связи, была направлена на поддержание предсказуемости и транспарентности.
«Разговор был посвящен вопросам, связанным с обстановкой и учениями. Эта встреча лицом к лицу демонстрирует ясный взаимный интерес в поддержании военных линий связи, что соответствует политике диалога и транспарентности НАТО», — указали в сообщении.
Впрочем, о важности контактов с Россией в НАТО говорят каждый год.
То же было и в марте 2017 года, когда с аналогичным заявлением выступил генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. «На фоне высокой напряженности еще более важным становится, что мы говорим друг с другом, имеем открытые каналы для контактов между военными и политиками», — цитировало Столтенберга агентство Reuters.