Визит главы Белого дома в Польшу может состояться 1 сентября и будет увязан с 80-летием начала Второй мировой войны, пишет РИА «Новости».
Вполне возможно, что именно в ходе этого визита президент США Дональд Трамп объявит, что в Польше на постоянной основе будет размещена бронетанковая дивизия США.
В связи с этим президент Польши Анджей Дуда может быть приглашен в Белый дом в середине июля, чтобы урегулировать последние разногласия по поводу расширения американского военного присутствия в этой восточно-европейской стране.
Ранее Польша предложила США разместить у себя вне рамок НАТО (то есть в двустороннем порядке) на постоянной основе бронетанковую дивизию, взяв на себя расходы по ее обустройству и содержанию. Речь в данном случае идет о сумме порядка $1,5-2 млрд. Даже здесь глава польского государства хочет сделать лишний, но глубокий реверанс в адрес нынешнего главы Белого дома и назвать будущую американскую базу на земле Польши Fort Trump.
Сейчас на территории страны расквартированы около 4,5 тыс. военнослужащих армии США — в составе американской бронетанковой бригады и многонациональной батальонной группы.
Для начала уточним, что собой представляет бронетанковая дивизия США. Это соединение сухопутных войск имеет в своем составе две бронетанковых бригады на танках «Абрамс», мотопехотную бригаду на боевых бронированных машинах «Страйкер», дивизион самоходной артиллерии, бригаду армейской авиации и бригаду тылового обеспечения. Общая численность личного состава — около 15 тыс. бойцов и офицеров. В настоящее время в боевом составе сухопутных войск Соединенных Штатов находится всего-навсего одна бронетанковая дивизия, под номером один, и она дислоцируется в Форт Блисс (штат Техас).
То есть по большому счету, еще весьма неясно, как будут удовлетворяться польские желания по размещению на национальной территории подобного соединения.
Во-первых, бронетанковая дивизия в составе СВ США только одна. И вряд ли Вашингтон решится на ее переброску с континентальной части Америки в Польшу. Откуда возьмется еще одно соединение подобного рода — непонятно.
Во-вторых, военным бюджетом США ни этого, ни следующего финансового года не предусмотрено формирование, причем с нуля, еще одной бронетанковой дивизии.
К тому же, мнения собственно американских военных по развертыванию соединения в Польше существенно расходятся. Одни принципиально против развертывания новых формирований вооруженных сил США в Восточной Европе, тем более на уровне дивизий. Другие полагают вполне достаточным передислоцировать из США не более бригады и развернуть ее на территории Германии, чтобы она не попала в зону досягаемости российских «Искандеров», развернутых в Калининградской области, и не стала таким образом объектом первого ядерного удара.
Между тем, к моменту развертывания в новом пункте дислокации подобное соединение вполне может оказаться в пределах зоны поражения наземного варианта модернизированного «Калибра» с дальностью стрельбы более 4,5 тыс. км.
Каким бы мощным соединением ни была бронетанковая дивизия США, а это несколько сотен «Абрамсов» и «Страйкеров», ее гипотетическое развертывание в Польше не решит ни одной задачи тактического, оперативного и тем более стратегического уровней, а вот военно-политических проблем создаст достаточно много.
Если представить себе гипотетический вооруженный конфликт между Россией и НАТО, то в этом случае можно не сомневаться, что в самом начале вооруженной борьбы стороны перейдут к массированному применению ядерного оружия. В этом случае даже десять бронетанковых дивизий, развернутых в Польше, уже никак не повлияют на ход и исход вооруженного противоборства.
И опять-таки: главная задача любой войны — комфортный мир для победителя по завершению боевых действий. Представить себе нечто подобное по завершению обмена ракетно-ядерными ударами или продолжительной и крайне разрушительной войны с применением только обычных средств поражения достаточно трудно.
И самое главное, традиционные польские представления о неминуемом вторжении российских войск в Восточную Европу не имеют под собой ни малейших реальных оснований. Безусловно, отношения России и коллективного Запада в настоящее время далеко не самые лучшие, но непреодолимых противоречий (идеологических, экономических, территориальных, наконец, религиозных), которые можно решить только военным путем, в настоящее время нет, и они не просматриваются и в исторически обозримый срок.
Одна бронетанковая дивизия ни в первом, ни во втором случае какой-то палочкой-выручалочкой для НАТО в целом и Польши в частности не станет при всех возможных вариантах развития обстановки.
А вот существенно отравить российско-польские и российско-американские отношения факт развертывания соединения сухопутных войск США вблизи западных границ Российской Федерации сможет, и причем отравить очень надолго.
Если только в этом и состоит польское стремление получить на свою территорию дивизию США, то такая политика ни к чему хорошему не приведет.
При некотором воображении оправдать польские фобии можно только одним — памятью о 80-летии начала Второй мировой войны. 3 сентября 1939 года Франция и Великобритания объявили войну Германии, напавшей на Польшу, но по сути дела, на помощь Варшаве, подвергшейся агрессии, так никто тогда и не пришел. Поэтому вполне возможно, в Польше полагают, что дислокация иностранных войск на национальной территории может послужить хоть какой-нибудь гарантией, что части и соединения заокеанского покровителя тем или иным образом вмешаются в конфликт в случае гипотетического вторжения противника на территорию польского государства.