В числе мер, предпринятых Североатлантическим альянсом в обозримом будущем по расширению военно-морской поддержки Грузии и Украины, в первую очередь, называется усиление боевого состава кораблей НАТО, находящихся в акватории Черного моря на постоянной основе. Однако вслед за этим автоматически возникают вопросы по базированию объединенных ВМС НАТО в этом регионе. Иными словами, где будут якорные стоянки кораблей военного блока, куда они будут заходить для пополнения запасов материальных средств, где будет осуществляться отдых экипажей и их возможная смена.
«Географически, из того, что имеет Украина на сегодняшний момент времени, в этих целях можно использовать порт Одессы. Однако в первую очередь — это все-таки торговый порт»,
— рассказал «Газете.Ru» экс-начальник Главного штаба Военно-морского флота России адмирал Виктор Кравченко.
По словам собеседника издания, в настоящее время у ВМС Украины в Одессе находится незначительное количество кораблей и катеров. Из них самый большой — фрегат F130 «Гетман Сагайдачный» водоизмещением 3560 т. Корабль в советские времена строился по модифицированному проекту 1135 без ударного ракетного комплекса «Раструб-Б» и предназначался для пограничной охраны.
На Одессу, считает адмирал Кравченко, в настоящее время могут базироваться корабли водоизмещением не больше эсминца, водоизмещением 4,5-5 тыс. т. Но учитывая, что Одеса — торговый порт, размещение там боевых кораблей будет снижать возможности как собственно торгового порта, так и создавать значительные трудности для полноценной боевой деятельности военно-морских сил.
Таким образом, оперативная емкость Одессы — три-четыре корабля небольшого водоизмещения, подводит итог адмирал.
Что касается второго возможного места базирования кораблей ВМСУ и ОВМС НАТО, а в этом качестве можно использовать украинский порт Ильичевск, то там еще меньше возможностей для полноценного базирования сил флота, констатирует адмирал Кравченко. И переоборудование Ильичевска в полноценную военно-морскую базу потребует очень большого вложения финансовых и материальных ресурсов. К тому же, в этом порту практически полностью отсутствует необходимая для базирования флота береговая инфраструктура — возможности по подаче электричества, воды и иных материальных ресурсов.
Других мест, пригодных для базирования сил флота, кроме Одессы и Ильичевска, на Украине в настоящее время просто нет, считает экс-начальник Главного штаба ВМФ РФ. Все остальные возможные пункты потребуют строительства ВМБ практически с нуля, и в данном случае речь пойдет о просто несоразмерных с современным военным бюджетом Украины тратах. Все-таки военно-морская база, напоминает Кравченко, это причалы, доки, топливохранилища, арсеналы, корабли и катера охраны водного района, административный и жилой фонд.
Кроме того, надо создавать укрепленный периметр, привлекать для охраны ВМБ личный состав морской пехоты с тяжелым вооружением и бронетехникой. Все это создается в течение долгих лет, а затем наращивается в течение столетий, и это без всякого преувеличения, отмечает российский адмирал.
Что касается гипотетического размещения военно-морских баз НАТО на территории Украины, то тут надо учитывать и еще одно обстоятельство правового порядка, напоминает адмирал Кравченко.
В настоящее время конституцией этой страны, в частности, статьей 17, на территории Украины не допускается размещение иностранных военных баз. Однако есть все основания полагать, что в отношении НАТО эта статья может быть в самом ближайшем времени пересмотрена.
«Я не верю в реализуемость планов возможного базирования американского флота в черноморских портах Украины. Это чрезвычайно затратное занятие. А в современном мире научились считать деньги не только мы, но и наши военно-политические партнеры. То же самое касается и масштабного изменения графика заходов кораблей НАТО в акваторию Черного моря», — пояснил «Газете.Ru» экс-первый заместитель начальника Генерального штаба ВС России, председатель Экспертного совета комитета по обороне Государственной думы генерал-лейтенант Александр Бурутин.
Что касается возможного обострения военно-политической ситуации в регионе в целом, то собеседник издания полагает, что «сегодня НАТО вряд ли способна физически, а, главное, не обладает необходимой решительностью для организации мало-мальски значимой военной провокации против России как в районе Керченского пролива, так и в Черном море в целом».
Генерал Бурутин считает, что
в настоящее время внутри самой НАТО трудно добиться согласия союзных стран на такую провокацию, и в первую очередь, со стороны Турции, обладающей особыми правами в Черноморском бассейне.
Кроме того, отмечает военачальник, в этом случае чрезвычайно велик риск для безопасности участников возможной провокации, так как Россия уже и словом, и делом доказала свою абсолютную решимость обеспечить национальные интересы в Черноморском регионе, и имеет для этого все необходимые силы и средства.
«Я не верю в безрассудство руководства Североатлантического альянса», — заключает генерал Бурутин.
Однако, по его мнению, если и ждать провокации, то только от различных специальных сил Украины, которые будут пытаться любым способом втянуть в конфликт кого угодно, в том числе и НАТО.
По словам генерала, возможны провокации как по отношению к России, так и по отношению к государствам-участникам НАТО. Поэтому сегодня никто, считает военачальник, кроме украинских политиков и некоторых военных ВСУ, не заинтересован в расширении степени конфликта до уровня появления человеческих жертв.
Что же касается намеков на потенциальные угрозы судоходству в этом районе, от которых якобы должна пострадать экономика России, то эта попытка шантажа Москвы во многом похожа на экономические санкции — шума много, а конечный эффект сравнительно небольшой.
К тому же, по мнению генерала Бурутина, от подобных действий США и их ближайших союзников по объективным причинам в Черноморском регионе пострадают экономики и других стран бассейна, в том числе государств НАТО — Болгарии, Румынии, Турции.
Наконец, в возрастании военной активности НАТО на Черном море, как бы ни парадоксальным на первый взгляд это выглядело, для России есть и очевидная польза, считает Александр Бурутин. С учетом последних действий альянса в регионе военно-политическое руководство России предпринимает все возможные меры для повышения боевой готовности и боеспособности как собственно ВМФ, так и соединений других видов и родов войск Вооруженных сил.
Помимо этого, армии и флоту предоставляется возможность слежения за натовскими кораблями, тестирования имеющихся технических средств разведки. А российский Генштаб прорабатывает с десяток вариантов наших возможных ответных действий против ОВМС НАТО не только в Черном море, но и в Балтийском, да и других прибрежных к России морях.