Истребитель-бомбардировщик пятого поколения F-35A Сил самообороны Японии во время тренировочного полета во вторник пропал с экранов радаров, сообщил телеканал NHK. По данным журналистов, связь с самолетом была потеряна спустя семь минут после взлета с авиабазы в Мисаве. В тот момент он пролетал над Тихим океаном примерно в 135 км от побережья северной префектуры Аомори. На его борту находится один пилот. Истребитель должен был участвовать в учениях с четырьмя другими самолетами того же типа.
По данным газеты Mainichi, истребитель с большей долей вероятности упал. К месту предполагаемого падения самолета направились несколько военных кораблей и катеров береговой охраны Японии.
10 истребителей F-35A американского производства были размещены на базе Мисава на крайнем севере главного острова страны Хонсю в конце прошлого года.
А до этого, в ноябре, Nikkei Asian Review со ссылкой на источники сообщило, что Токио собирается закупить у США 142 истребителя-бомбардировщика F-35. По информации агентства, планы правительства обоснованы военным усилением Китая. К тому же, это ответ на требование президента США Дональда Трампа закупать больше американского вооружения. Планируется, что F-35 заменят находящиеся на вооружении страны F-15.
Изначально Япония собиралась закупить 42 истребителя F-35A, но затем власти приняли решение дополнительно закупить еще сто самолетов, поясняет Nikkei Asian Review. В материале также сказано, что помимо F-35A будут приобретены и F-35B. Стоимость одного F-35 составляет около $88 млн, то есть покупка дополнительных истребителей обойдется Японии более чем в триллион йен (около $9 млрд).
F-35 — истребитель-бомбардировщик пятого поколения, способный нести ядерные боеголовки. Он был спроектирован по технологии снижения заметности. В проекте по его производству, помимо США, участвуют также Австралия, Великобритания, Дания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия и Турция.
Программа создания Lockheed Martin F-35 Lightning II стала самой дорогостоящей за всю историю производства оружия — Вашингтон потратил на нее почти $1,5 трлн. Первоначально запланированные расходы были превышены разработчиками на сотни миллиардов долларов. И, несмотря на это, истребитель ввели в строй только спустя семь лет после предполагаемого срока.
Более того, машина получилась отнюдь не совершенной. В феврале Пентагон сообщил о критических проблемах F-35.
В ходе испытаний истребителя военные констатировали, что версия F-35B с укороченным взлетом и вертикальной посадкой может прослужить всего лишь 2,1 тыс. летных часов, а это только четверть ожидаемого срока службы в 8 тыс. часов. В итоге, часть самолетов, стоимость каждого из которых составляет порядка $100 млн, спишут уже в 2026 году.
Кроме того, в докладе ведомства указано, что точность встроенного пулемета F-35A неприемлема и не соответствует прописанным в контракте техническим стандартам.
Серьезные программные ошибки воздушного судна заметил генерал-майор ВВС США в отставке и директор по эксплуатационным испытаниям Роберт Бехлер. «Автономная логистическая информационная система (ALIS), разработанная компанией Lockheed Martin и предназначенная для повышения эффективности технического обслуживания и летных операций, все еще не работает должным образом», — отметил он.
В отделе по эксплуатационным испытаниям и оценке министерства обороны США обратили внимание, что предоставляемые ALIS данные в большинстве случаев неполные или совершенно неверные. Исправление данных занимает много времени, из-за чего полет переносится или вовсе отменяется. В стрессовых условиях это может негативно повлиять на способности быстро реагировать на противника, отмечают эксперты Пентагона. Он также отметили и неудобства в эксплуатации системы: по их словам, довольно часто автоматизированные функции требуют ручного ввода.
Из-за проблем с топливной системой американское оборонное ведомство в конце октября прошлого года приостановило полеты примерно 20 истребителей F-35. За месяц до этого Пентагон предпринял аналогичные действия в отношении самолетов этого типа для анализа возможных неполадок после крушения F-35 в Южной Каролине.
Больше всего претензий к этой технике возникло у экспертов некоммерческой организации Project On Government Oversight (POGO). В конце августа прошлого года они заявили, что комиссия военного ведомства США по оценке проекта создания F-35 без видимых причин переквалифицировала некоторые недоработки истребителя из критичных во второстепенные.
В опубликованном на сайте POGO докладе было указано, что в июне главное контрольно-бюджетное управление (GAO) сообщило о 966 «явных недоработках» в нынешнем проекте F-35.
Причем 110 из них были отнесены к первой категории сложности (могут привести к гибели, тяжелой травме, профессиональным заболеваниям), а 855 — ко второй (неисправность отдельных элементов конструкции и бортовых систем). Эксперты обратили внимание, что такие недочеты в конструкции самолета способны «повредить надежности, безопасности или другим критическим требованиям» при эксплуатации.
Причем оказалось, что один из критических недостатков, которые Пентагон решил не исправлять, — неисправность аварийной системы, указали в отчете. Дело в том, что при катапультировании пилота комплекс радиолокационного опознавания не отправляет автоматический сигнал на радар наземного контроля, и диспетчеры не получают информацию о чрезвычайном происшествии. К тому же американские военные проигнорировали проблему с одноразовым хвостовым крючком, который выпускается в случае отказа тормозной системы.