Председатель комитета крымского парламента по межнациональным отношениям Юрий Гемпель предложил пересмотреть конвенцию Монтре о судоходстве в черноморских проливах. Так он отреагировал на заход в Черное море кораблей НАТО, которые проведут учения с Грузией и Украиной.
«Все это очевидное бряцание оружием. Подобное поведение США в Черном море вызывает некое напряжение», — заявил Гемпель РИА «Новости», назвав недопустимым создание иностранными военными группировками очага напряжения в Черноморском регионе.
Он убежден, что все заходы иностранных военных кораблей в эту акваторию должны согласовываться с государствами Черноморского региона и не идти вразрез с политикой добрососедства.
Конвенция Монтре от 1936 года регламентирует режим прохождения кораблей через черноморские проливы Босфор и Дарданеллы. В соответствии с ней торговые суда любого государства могут свободно проходить через проливы как в мирное, так и в военное время. Для военных кораблей конвенцией установлены ограничения по классу и сроку пребывания. Например, корабли нечерноморских государств могут находится в акватории не более чем 21 день.
Зампред комитета Государственной думы по обороне Юрий Швыткин назвал обеспокоенность Гемпеля вполне обоснованной и имеющей право на существование. К тому же он отметил, что сам обеспокоен нахождением в Черном море кораблей, которые «носят агрессивный характер». Швыткин также признал, что их пребывание там в любой момент может вылиться в провокационные действия, то есть в нарушение государственных границ России.
Но в то же время он заметил, что те изменения, о которых говорит его коллега, маловероятны. «Если оценивать возможность изменения конвенции, думаю, это маловероятно, потому что туда входит много стран — участниц НАТО, не заинтересованных в правовом сокращении сроков пребывания кораблей в Черном море», — объяснил Швыткин RT.
Но если депутат хотя бы в некоторой степени поддержал такую идею Гемпеля, то член комитета Совета Федерации по международным делам от Республики Крым Сергей Цеков в корне с ним не согласился. Цеков назвал конвенцию Монтре своевременным и правильным компромиссом между странами-участницами конвенции.
Он отметил, что если у российской стороны и есть желание сократить сроки захода кораблей иностранных государств, то у иностранных государств, скорее всего, будет совершенно противоположное мнение по этому поводу.
«Я не склонен менять то, что зарекомендовало себя более-менее положительно. Попытка переподписать конвенцию сегодня привлечет внимание многих стран за пределами бассейна Черного моря, которые, напротив, склонны усугублять ситуацию в акватории еще больше. Поэтому я не склонен к идее переподписания документа», — сказал Цеков НСН.
Группа боевых кораблей НАТО прошла проливы Дарданеллы и Босфор и вошла в Черное море днем ранее, о чем сообщило командование флота Североатлантического альянса в твиттере.
В числе кораблей несколько фрегатов: испанский «Санта Мария», канадский «Торонто», турецкий «Йылдырым» и голландский «Эвертсен». По словам некоторых пользователей твиттера, в состав группы также входят британский «Реджеле Фердинанд» и болгарский «Дръзки».
Вскоре после вхождения в Черное море три фрегата ВМС стран НАТО были взяты на сопровождение российскими кораблями. Об этом сообщили в РИА «Новости» со ссылкой на Национальный центр управления обороной России.
Там уточнили, что за фрегатом ВМС Нидерландов «Эвертсен», испанской «Санта Марией» и канадским «Торонто» наблюдают разведывательный корабль «Иван Хурс» и патрульный катер «Василий Быков».
Незадолго до этого появилась информация, что корабли «Торонто» и «Санта Мария» из состава постоянной военно-морской группы НАТО прибудут в порт Одессы 1 апреля. По данным издания «Европейская правда», которое ссылается на представительство альянса на Украине, в Одессе капитаны иностранных фрегатов встретятся с представителями местной власти и Вооруженных сил Украины (ВСУ).
Затем, как предполагается, суда совместно с другими кораблями НАТО, а также ВМС Украины примут участие в военных маневрах по типу PASSEX — «беглой тренировки». В ВМС США под этим подразумевают учения двух различный флотов. В их задачу входит отработка взаимодействия в условных военных операциях и гуманитарных миссиях.