В конгресс США внесли сразу два законопроекта, которые могут ограничить право американского президента Дональда Трампа нажимать на «красную кнопку». Ранее в американской печати уже появлялись сообщения, что высокопоставленный чиновник минюста США якобы обсуждал применение поправки к конституции страны о «недееспособности» Трампа.
Первое предложение поступило от сенатора и претендента на выдвижение в президенты от Демократической партии Элизабет Уоррен и главы комитета палаты представителей по вооруженным делам Адама Смита.
Законопроектом предлагается сделать отказ от применения ядерного оружия официальной политикой США,
сообщает РИА «Новости» со ссылкой на пресс-службу соавторов законопроектов.
«Наша нынешняя политика опасна, а законопроект снизит шансы на просчеты в ядерной сфере», — говорится в заявлении авторов.
Второе ограничение захотели ввести сенатор-республиканец Тед Лье и его коллега-демократ Эд Марки, которые представили конгрессу документ, запрещающий Трампу наносить ядерный удар без разрешения конгресса.
В настоящее время президент США имеет возможность принять решение о ядерном ударе самостоятельно, получив от военных информацию об угрозе. При этом никакой «красной кнопки» у президента нет — он отдает команду применить ядерное оружие военнослужащему с помощью специальных кодов. Военный с системой управления — так называемым «ядерным чемоданчиком» — неотступно находится при президенте.
При этом остается непонятным, как проводить консультации с конгрессом в условиях, когда решение о применении ядерного оружия должно быть принято немедленно.
Противники Трампа неоднократно упрекали его в недееспособности. Ранее The New York Times сообщала, что заместитель генерального прокурора США Род Розенштайн вел тайную запись всех переговоров Трампа в Белом доме, чтобы продемонстрировать хаос в администрации главы государства.
Издание писало, что правоохранитель также участвовал в обсуждении вопроса об отстранении главы государства от занимаемой должности в соответствии с 25-й поправкой конституции США. Данная норма предполагает регламент установления временной недееспособности главы Белого дома.
Согласно поправке, власть на территории Соединенных Штатов может перейти к вице-президенту США в случае досрочного прекращения полномочий главы государства. Вице-президент Майкл Пенс заявил, что никогда не участвовал в дискуссиях о 25-й поправке к конституции США.
Сообщается, что Розенштайн рассказывал о записи разговоров президента США сотрудникам минюста и ФБР.
Сам Розенштайн опроверг достоверность данной информации. «История NYT неверна. Я больше не буду комментировать истории, основанные на анонимных источниках, которые явно предвзяты и продвигают свою личную повестку дня. Но позвольте мне прояснить: исходя из моих личных отношений с президентом, у меня не было оснований ссылаться на 25-ю поправку», — заявлял зампрокурора.
В свою очередь, экс-помощница президента США Дональда Трампа в Белом доме Омароса Манигол-Ньюман рассказывала, что сотрудники Белого дома использовали специальный хэштег, когда президент США Дональд Трамп предпринимал «сумасшедшие и неуравновешенные» поступки.
В частности, экс-сотрудница Трампа рассказала, что сотрудники Белого дома использовали хэштег #TFA, который означает 25-ю поправку к конституции США (Twenty‑fifth Amendment).
По словам Манигол-Ньюман, секретный хэштег среди подчиненных президента США использовался часто. Таким образом они сигнализировали друг другу о «неуравновешенном поведении» Трампа. По ее словам, этот хэштег в электронных письмах использовался «более 100 раз».
«Всякий раз, когда [Трамп] делал что-то, что было настолько безумным, настолько сумасшедшим и неуравновешенным, когда он постоянно менял свое мнение час от часу, мы просто ставили хэштег #TFA и продолжали работать дальше», — сказала Омароса.
Помимо этого, бывшая сотрудница Белого дома подтвердила, что описанные в книге Боба Вудворда «Страх: Трамп в Белом доме» дискуссии о 25-й поправке среди подчиненных действительно были.