Президент Украины Петр Порошенко приказал командованию Операции объединенных сил (ООС — формат, сменивший так называемую АТО) в Донбассе использовать для ответа на огонь противника любое оружие, имеющееся в распоряжении Вооруженных сил Украины, нацгвардии и государственной погранслужбы.
«Надо быть готовыми к любым сценариям — как к обороне, так и к проведению эффективного контрнаступления», — заявил Порошенко на встрече с командующими родами войск в Хмельницкой области.
Украинский президент добавил, что цель Киева — не отдать ни пяди земли, сохранив при этом жизни своих солдат.
В Кремле сказали, что заявление Порошенко «идет вразрез с имеющимися договоренностями, которые на самом деле и так далеко не скрупулезно выполняются украинской стороной».
«Мы знаем о продолжающихся обстрелах. Естественно, подобные шаги лишь ведут к дальнейшему нагнетанию напряженности. <…> Российская стороны как гарант может выразить глубокое сожаление в связи с тем, что продолжаются шаги с украинской стороны, которые ведут к дальнейшему нагнетанию напряженности», — заявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.
В российском Совете Федерации полагают, что Порошенко, выдавая военным карт-бланш на применение оружия, пытается любыми способами сохранить власть. Об этом заявил в разговоре с НСН первый зампред комитета Совфеда по международным делам Владимир Джабаров.
«То, что это нарушает минские договоренности, — это однозначно, а цель простая — в преддверии предстоящих выборов максимально обострить ситуацию, чтобы попытаться ее использовать либо для повышения своего рейтинга, либо введения чрезвычайной ситуации в регионе, что послужит поводом для отмены или переноса выборов. Все очень просто. Других вариантов у него нет в сохранении власти», — убежден сенатор.
Двумя днями ранее в Хмельницкой и Винницкой областях на западе Украины стартовали многонациональные авиационные учения с участием стран НАТО. Маневры «Чистое небо — 2018» продлятся до 19 октября.
Одной из целей учений было объявлено «повышение уровня взаимосовместимости с воздушными силами США и других стран-членов НАТО при ведении совместных воздушных операций». В них будут задействованы военные из Бельгии, Великобритании, Дании, Эстонии, Нидерландов, Польши, Румынии и США.
В августе нынешнего года Порошенко пообещал, что украинская армия станет одной из сильнейших в Европе. По его словам, в данный момент украинские власти «полностью перестраивают» всю систему вооруженных сил, чтобы привести ее к стандартам НАТО. Он также напрямую обратился к властям России и заявил, что Кремлю не удастся сдержать «евроатлантическую интеграцию украинского государства».
Представитель Луганской народной республики в политической группе на минских переговорах Родион Мирошник полагает, что слова Порошенко — «откровенный троллинг», и последствий для минских соглашений не будет, сообщает ФАН.
«Порошенко только на встрече с гарантами и международными наблюдателями говорит о том, что он тщательно придерживается минских соглашений и другой альтернативы не видит. А на территории Украины, когда он встречается с поборниками всего украинского, то есть с радикальными слоями, он стремится стать радикальнее самих радикалов.
И это — тоже из разряда заявлений в контексте предвыборной кампании, в которую Порошенко вошел и считает, что его должны будут поддержать радикально настроенные слои общества, которых он откровенно боится», — заявил представитель ЛНР.
Он также отметил, что Порошенко не заинтересован в реальной войне, — скорее, украинскому главе нужна видимость военных действий, чтобы просить у Запада финансовую поддержку.
Напомним, Порошенко внес в Верховную раду законопроект о продлении действия закона об особом статусе Донбасса до 31 декабря 2019 года. По словам Порошенко, это обусловлено необходимостью обеспечить условия для продолжения процесса мирного урегулирования ситуации в «отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Однако перед вступлением его в силу Киев ставит самопровозглашенным республикам ряд условий.
В частности, закон предусматривает необходимость вывода «незаконных вооруженных формирований» с этих территорий. В этой части документа речь идет о «российском присутствии», в котором Киев постоянно обвиняет Москву. Россия неоднократно отвергала подобные заявления, а украинские политики и военные признавались, что доказать присутствие «российских войск» на территории самопровозглашенных республик Киеву доказать так и не удалось.