ВВС США могут вновь начать активное использование в Сирии стелс-истребителей пятого поколения F-22 «Раптор». Как сообщает американское издание The Drive, эти самолеты, наряду с модернизированными истребителями F-15CJ Vipers, применялись Пентагоном на начальных этапах сирийской кампании.
Основным предназначением F-22 и F-16 в ходе первых месяцев вторжения в Сирию было подавление и уничтожение системы противовоздушной обороны Сирийской арабской армии. Издание отмечает, что возвращение к подобной тактике обусловлено поставками зенитных ракетных комплексов С-300 из России в руки Дамаска.
Официальный представитель Госдепартамента США Хизер Нойерт заявила, что поставки ЗРК С-300 в Сирию вызовут «серьезную эскалацию конфликта, что не может не беспокоить Вашингтон». При этом представитель возглавляемой США международной коалиции, полковник Шон Райан сказал, что «поставки С-300 ничего не изменили».
По версии авторов The Drive, говорить о каких-то изменениях баланса можно будет лишь после того, как армия Асада освоит С-300. «Тогда мы получим более внятное представление о том, что теперь может Дамаск и что Кремль выиграет от этого соглашения», — добавляют авторы статьи.
При этом отмечается, что именно С-300 будут основной целью для ВВС Израиля в ходе грядущих авианалетов на Сирию. Раньше самолеты еврейского государства атаковали в первую очередь позиции ПВО САА и иранских добровольческих подразделений.
Стоит добавить, что истребители F-22 «Раптор» создавались в США именно для противодействия советским зенитным ракетным комплексам. Созданием этой машины занимались такие корпорации, как Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics.
F-22 призван не только уничтожать системы ПВО, но и бороться с истребителями противника, прикрывать войска и тыловые объекты от воздушных ударов и разведки.
Первый полет F-22 совершил еще в 1997 году, а в 2009 году группа американских конгрессменов направила президенту США Бараку Обаме письмо, в котором обосновывала необходимость продолжения строительства F-22 из-за «распространения в мире ЗРК С-300».
Основа проекта «Раптора» — принцип обеспечения повышенной борьбы за живучесть. Конструкторы США попробовали достичь этого с помощью использования принципа «первый заметил — первый убил». Для этого F-22 оснащен новейшими стелс-технологиями, а вооружения спрятаны внутри фюзеляжа, чтобы повысить скрытность.
В России при этом создается самолет, который будет способен не только конкурировать с F-22 на равных, но и значительно превзойдет его по ряду важных показателей.
Истребитель пятого поколения Су-57 был разработан в рамках программы «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации», и в первый раз поднялся в воздух в 2010 году. В августе 2017 года стало известно, что самолет получил серийное название Су-57. Опытно-конструкторские работы по Су-57 должны завершиться в 2019 году, тогда же предполагается начать поставки первой партии из 12 самолетов в ВКС РФ.
Российский истребитель построен с использованием стелс-технологий, сможет летать на крейсерской сверхзвуковой скорости, а также будет оборудован новейшими средствами радиоэлектронной борьбы.
В конце мая американский журнал The National Interest сравнил Су-57 и J-20 — российский и китайский истребители пятого поколения. Китайский самолет, по словам экспертов, менее заметен радарам, и похож на американский F-22; российский же Су-57, говорится в статье NI, превосходит «китайца» в маневренности. Эти различия можно объяснить разными требованиями военных стратегий и дизайнерскими приоритетами, полагают авторы статьи.
Американский же F-22 регулярно критикуется профессиональными военными и летчиками, в том числе — и в самих США. The Washington Post писала, что эксплуатационные
расходы на данный истребитель намного выше цифр, заявленных Пентагоном. Издание утверждало, что связано это было с уязвимостью радиопоглощающего покрытия, ускоренный износ которого мог вызвать даже обычный дождь. Кроме того, со ссылкой на неназванных американских военных, газета сообщала что один час полета F-22 составляет $44 тыс.
Россия решила поставить в Сирию ЗРК С-300 «Фаворит» после того, как российский самолет-разведчик Ил-20 был сбит в небе над Средиземноморьем. В крушении погибли 15 российских военнослужащих, находившихся на борту.
Самолет уже возвращался на авиабазу «Хмеймим», когда звено израильских истребителей F-16 собиралось атаковать сирийские объекты на суше. Самолеты Израиля находились за Ил-20, и ракета сирийской ПВО, выпущенная по F-16, попала прямиком в российский самолет.