Президент России Владимир Путин заявил, что участники саммита в Тегеране не могут говорить о перемирии в Сирии за террористов и вооруженную оппозицию.
Так он ответил на призыв своего турецкого коллеги Реджепа Тайипа Эрдогана внести формулировку о перемирии в Идлибе в текст совместного заявления лидеров России, Турции и Ирана по итогам трехстороннего саммита по Сирии.
Президент Турции объяснил данную инициативу заботой о гражданском населении, которое «серьезно страдает». Эрдоган также отметил, что турецкая сторона больше не может принимать сирийских беженцев.
«Я считаю, что президент Турции в целом прав,
это было бы хорошо. Но мы же за них [вооруженную оппозицию в Сирии] не можем сказать, тем более не можем сказать за террористов Джебхат-ан-Нусры и ИГИЛ (организация запрещена в России) [обе организации признаны террористическими и запрещены в России — «Газета.Ru»], что они прекратят стрелять или прекратят использовать беспилотные летательные аппараты с бомбами»,
— сказал в ответ Путин.
В свою очередь, иранский президент Хасан Роухани заметил, что общим является требование к террористам сложить оружие. Такую формулировку в итоге поддержал и Путин. По словам российского лидера, при согласовании текста итоговой декларации они с Роухани и Эрдоганом «сделали его максимально рабочим, дипломатическим». «Здесь есть формулировки несколько обтекаемые, но зато они реалистичные», — отметил президент РФ.
Эрдоган добавил, что призыв сложить оружие должен относиться не только к Джебхат-ан-Нусре, но и ко всем террористам. «Я тоже поддерживаю, да, я согласен с президентом Эрдоганом», — подчеркнул Путин.
Ситуация в сирийской провинции Идлиб стала одной из главных тем на саммите лидеров России, Ирана и Турции в Тегеране. В ходе заседания Эрдоган заявил, что контролировать Идлиб можно при помощи умеренной оппозиции.
«Мы приложим все усилия, чтобы ликвидировать все опасности и все угрозы для военной базы в Хмеймиме и для Алеппо. В этом плане я считаю, что мы можем удалить те элементы, которые беспокоят наших российских друзей и представляют угрозу Хмеймиму и Алеппо, в более далекие места», — заявил Эрдоган.
Путин при этом подчеркнул, что в Идлибе находится значительная часть гражданского населения и это нужно учитывать. «Я уже говорил, что там продолжаются провокации, совершают налеты с помощью беспилотных летательных аппаратов, осуществляют оттуда обстрелы, и мы не можем это игнорировать», — указал глава РФ.
Идлиб остается единственным крупным регионом Сирии, не освобожденным от террористов. В 2017 году там создали северную зону деэскалации, которую могли занять отказавшиеся от примирения и добровольной сдачи оружия боевики с семьями. Как сообщил спецпосланник генерального секретаря ООН по Сирии Стаффан де Мистура, в этом регионе находятся примерно 10 тыс. боевиков террористических группировок «Джебхат ан-Нусра» (организация запрещена в России) и «Аль-Каида» (признаны террористическими и запрещены в России). Восстановление официальным Дамаском контроля над провинцией станет концом масштабного военного противостояния в Сирии.
4 сентября издание Al-Masdar News со ссылкой на военные источники сообщило, что российские Воздушно-космические силы (ВКС) атаковали позиции боевиков в Идлибе. Эта бомбардировка стала крупнейшей за год: в ходе нее было совершено около 50 авиаударов по южным и западным районам провинции. В операции участвовали самолеты производства «Сухого».
На следующий день информацию об авиаударе подтвердили в Минобороны России. Как отметил официальный представитель военного ведомства Игорь Конашенков,
два российских истребителя-бомбардировщика Су-34 ликвидировали цех террористической группировки «Джебхат ан-Нусра» в Идлибе.
«Два многофункциональных истребителя-бомбардировщика Су-34 точечными ударами уничтожили цех, в котором боевиками «Джебхат ан-Нусры» осуществлялась сборка ударных беспилотных летательных аппаратов, и склад со взрывчатыми веществами, которыми начинялись самодельные взрывные устройства для беспилотников», — сообщил Конашенков.
Он также отметил, что во время нанесения ударов по объектам боевиков 4 сентября использовались четыре самолета с российской авиабазы «Хмеймим».
«Удар наносился по дислоцированным вне населенных пунктов складам террористов, где хранились беспилотные летательные аппараты, а также по выявленным районам запуска ударных беспилотников для проведения террористических атак на российскую авиабазу «Хмеймим» и населенные пункты в провинциях Алеппо и Хама», — подчеркнул представитель военного ведомства.