Минобороны РФ опубликовало проект изменения в приказ министра обороны от 2014 года, к который предполагает постановку на учет и мобилизацию в случае войны легковых автомобилей (категория М1) вместо квадроциклов (категория L6). По информации «Известий», сейчас проект приказа Минобороны находится на межведомственных согласованиях, а также проходит антикоррупционную экспертизу. При этом сейчас предполагается, что на воинский учет ставятся только внедорожники.
Вместе с тем Минобороны уже уточнило, что речь об изымании легковых автомобилей у транспорта не планируется, поскольку у российской армии достаточно штатного автотранспорта, передает ТАСС.
«Никакого изъятия либо иных способов отчуждения транспортных и технических средств у граждан и организаций вносимые изменения не предусматривают.
Проект приказа уточняет лишь порядок учета в перечень транспортных средств, который ведется в военных комиссариатах», — пояснили в ведомстве. Ставить на учет предлагается все легковые машины, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие не более восьми мест для сидения. Все эти машины ведомство планирует в случае введения военного положения изымать у граждан для нужд армии. При этом эксперты отмечают, что обычные легковушки вряд ли понадобятся военным.
В первую очередь Минобороны планирует отбирать у граждан отечественные внедорожники, в частности, УАЗ. Иномарки будут изымать в последнюю очередь, так как запчасти для них стоят намного дороже.
Законодательство о мобилизации предусматривает так называемую военно-транспортную обязанность всех организаций и даже частных автовладельцев. Включенные в определяемый самим оборонным ведомством перечень транспортные средства должны регистрироваться в военном комиссариате. Для проведения учений и тренировок по мобилизационному развертыванию они могут временно изыматься у собственников.
Что изменилось
В настоящее время на воинский учет должны ставиться принадлежащие юридическим лицам грузовики и автобусы, прицепы, тракторы и тягачи, квадроциклы, подъемно-транспортные, дорожно-строительные и иные специальные машины (в том числе инкассаторские, медицинские, пожарные, рефрижераторы и так далее), а также джипы (автомобили повышенной проходимости категории G). Информацию о них в военное ведомство в автоматическом режиме передает ГИБДД.
Перечень подлежащих мобилизации транспортных средств частных лиц пока не определен.
Подготовленный Минобороны проект предусматривает постановку на воинский учет в том числе находящихся в корпоративной собственности всех легковых автомобилей, компрессорных станций, агрегатов электропитания и электростанций. Кроме ГИБДД, сведения о транспортных средствах должны будут предоставляться налоговой службой.
До 2014 года требования о мобилизации распространялись на принадлежащие организациям автомобили всех типов и марок, а также тяжелые мотоциклы с коляской, тракторы, спецтехнику и другие транспортные средства. Кроме того, в категорию «призывников» были включены лошади, верблюды, ездовые олени, ослы (ишаки), повозки, нарты и сани.
В настоящее время системы учета всех транспортных средств граждан и изъятия их в случае военных действий для нужд армии существуют во многих странах мира. Поэтому подготовленные Минобороны России инициативы не являются чем-то исключительным в мировой практике.
Россиян в этой ситуации больше всего волнует только один вопрос: когда и при каких обстоятельствах у них изымут любимое транспортное средство. Для начала напомним, какие разновидности мобилизации в нашей стране могут быть.
Мобилизация может быть общей и частичной, она объявляется указами законодательных органов или проводится скрытно, в распорядительном порядке.
Очевидно, что изъятие автомобилей у граждан может произойти только в случае общей мобилизации, которая будет осуществлять в рамках перевода страны и Вооруженных сил на военное время. В случае частичной мобилизации военные, скорее всего, обойдутся своими силами, то есть автомобильной техникой, уже имеющейся в распоряжении военного ведомства.
Гипотетически подобное развитие событий возможно только при развязывании широкомасштабных военных действий на Западе или Востоке с применением только конвенциональных (неядерных) средств поражения.
В целом, война по образцу и подобию Второй Мировой в настоящее время с Китаем попросту нереальна. Такое государство, в условиях его абсолютного превосходства в живой силе и технике, можно удержать от развязывания военных действий только одним — угрозой широкомасштабного применения ядерного оружия. А в условиях ракетно-ядерной войны изъятие автомобилей, находящихся в частной собственности российских граждан, для нужд Вооруженных сил вряд ли потребуется.
Что касается ведения военных действий на Западе, то гипотетический вооруженный конфликт, при котором России потребуется общая мобилизация, может произойти только с НАТО. Однако реальность такой войны со странами Североатлантического альянса представляется более чем сомнительной.
Все остальные типы вооруженных конфликтов (локальные низкой напряженности) не потребуют от России ни общей, ни даже частичной мобилизации.
Это вовсе не означает, что завтра следует в полном объеме отказаться от системы учета всех транспортных средств граждан и изъятия их в случае военных действий для нужд армии. Дело в другом — обладателям внедорожников все-таки сегодня следует расслабиться. Ни сегодня, ни завтра, ни в исторически обозримый срок их автомобили на военную службу не призовут. А систему учета авто повышенной проходимости привести в порядок в соответствии с нуждами обороны страны все же, видимо, следует.