Герой России, летчик-испытатель Иван Леонов скончался в Туле на 96-м году жизни, сообщили на портале правительства Тульской области.
«Его мужество и отвага стали примером для многих защитников Родины. Светлая память об Иване Антоновиче навсегда сохранится в наших сердцах», — отметил губернатор области Алексей Дюмин.
На счету Ивана Леонова немало боевых заслуг. Он был награжден тремя орденами Боевого Красного Знамени, в 1985 году ему был присвоен орден Отечественной войны 1-й степени, в 1995 году был удостоен звания Героя России. Леонов являлся обладателем медалей «За отвагу», «За оборону Москвы» и многих других.
Иван Леонов был единственным летчиком, управлявшим боевыми воздушными суднами одной рукой, поскольку вторая была ампутирована. За это был внесен в Книгу рекордов Гиннеса.
В годы Второй мировой войны им было совершено более 60 боевых полетов в составе 33-й эскадрильи первой воздушной армии.
Летчик родился в деревне Моговка Брянской губернии 1 февраля 1923 года. В 17 лет, в марте 1940 года начал обучение в Армавирской школе пилотов истребительной авиации, которое завершил в 1943 году, изучив самолет-истребитель Ла-5. В боях за Москву впервые сбил фашистский самолет.
Членом Красной Армии стал в апреле 1941 года. Служил в 56-м истребительном авиационном полку в Монголии. С 1943 года во время Великой Отечественной войны был летчиком-истребителем 192-го истребительного авиаполка. Бомбардировщик противника Ю-88 был сбит им на Курской дуге. За весь период войны он совершил 55 боевых вылетов, в результате которых «сбил шесть самолетов противника лично и два — в группе», — отмечается в пресс-службе.
Руку он потеря 15 июля 1943 года, когда его самолет сбили во время осуществления воздушной разведки и фотосъемки расположения войск противника на участке Орел — Поныри. Леонову было нанесено серьезное ранение левого плечевого сустава. В результате врачам не оставалось ничего иного, кроме как ампутировать верхнюю конечность. Командующий 1-й воздушной армией Михаил Громов позволил ему и дальше управлять воздушными суднами даже после этой травмы. С протезом в руке летчик не оставил своего дела и управлял По-2 (советский многоцелевой биплан. — «Газета.Ru») в 33-й эскадрилье связи 1-й Воздушной армии.
После этого летчик разработал ряд приспособлений, чтобы управлять самолетом без левой руки. Это помогло ему совершать вылеты, в которых он доставлял почту в прифронтовую полосу, перевозил раненых солдат, а также совершал рейсы в тыл врага к партизанам.
Еще одно ранение, но уже в ногу, получил в конце 1944 года. Когда же оправился от травмы, пошел служить в штаб 900-го Оршанского истребительного авиационного полка. Через два года вышел в отставку в звании старшего лейтенанта.
С 1950 года в течение 16 лет жил в Бежицах, где был занят в «Трудовых резервах». Окончить пединститут ему удалось только после войны. После этого он устроился на должность преподавателя в системе профтехобразования. В период с 1966 по 1980 годы был преподавателем правил дорожного движения и устройства автомобиля в Добровольном обществе содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ). После этого возглавил региональный автоклуб. В последние годы преподавал в Тульском автотранспортном техникуме. В Туле был активным членом городского и областного советов ветеранов.
Леонов активно занимался спортом. По большей части он увлекался мотоциклами и даже занимал призовые места на чемпионатах области по мотокроссу.
В последний раз Леонов поднимал в небо самолет в 1999 году. Тогда он выступал вторым пилотом Як-52 на празднике, который был посвящен 10-летию Тульского вертолетного полка.
Особого внимания стоит и творческая деятельность Леонова. Он являлся членом Союза писателей России, писал воспоминания, повести, рассказы и стихи. В 1999 году был издан его сборник «Поэмы и стихи».
Главным его литературным произведением является книга «Назван человеком из легенды». В ней он рассказывает, как, будучи человеком с ограниченными возможностями, он смог продолжить вести полноценную жизнь. В произведении главным образом изложены его жизненные установки. Он рассказывает, как ему удалось после войны создать все условия для достойной жизни. Эта книга была переведена на многие языки, а в Китае ее издали миллионным тиражом.
Впрочем, несколько книг написано и о самом летчике. Среди них «В небе над Курском», «Первый выпуск Армавирской школы», «Земля Пересвета», «Колокол на Долгом лугу» и «Десна».
У Ивана Леонова была большая семья — помимо двух родных дочерей, летчик с женой также воспитывали еще пять приемных детей, потерявших на войне своих родителей.