Беспилотный летательный аппарат заснял фигуры высшего пилотажа, выполненные парой истребителей пятого поколения Су-57. Самолеты имитировали боевой разворот на 180 градусов с подъемом вверх, а после — атаковали наземные цели условного противника.
За штурвалами истребителей находились летчики-испытатели Опытно-конструкторского бюро имени П.О. Сухого Игорь Кругликов и Андрей Шендрик.
Фигура боевого разворота предназначена для быстрой смены направления полета истребителя.
После ее завершения летчик может действовать в зависимости от необходимости: либо перейти в пике и атаковать наземную цель, либо выйти на повторную атаку сухопутного объекта, или же атаковать воздушную цель на встречном или перпендикулярном курсах. Кроме того, пилот может выполнить противозенитный маневр или выйти из-под атаки самолета противника.
По словам летчика-инструктора, мастера спорта по высшему пилотажу на реактивных самолетам Андрея Красноперова, Су-57 на опубликованном видео выполняет боевой разворот «очень эффективно», сообщает ФАН.
Летчик заявил, что хотя фюзеляж Су-57 и выглядит более массивным в сравнении с планерами предшествовавших моделей — Су-35 и Су-27, высокая маневренность нового истребителя не может не удивлять.
Красноперов добавил, что обычно истребители пятого поколения строят, используя технологии stealth (малозаметность для радаров — «Газета.Ru»), а это ограничивает конструкторов.
В качестве примера пилот привел американский истребитель F-22 Raptor, выполненный как раз с помощью стелс-технологий, и потерявший при этом в маневренности.
«Я переживал, что такая же судьба ждет и Су-57, однако сейчас вижу, что его планер в совокупности с эффективной механизацией крыла и изменяемым вектором тяги позволяет самолету творить чудеса в воздухе. Предполагаю, что сложные маневры ему также помогает выполнять новое программное обеспечение», — подчеркнул он.
Истребитель пятого поколения Су-57 был разработан в рамках программы «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации», и в первый раз поднялся в воздух в 2010 году. В августе 2017 года стало известно, что самолет получил серийное название Су-57.
Опытно-конструкторские работы по Су-57 должны завершиться в 2019 году, тогда же предполагается начать поставки первой партии из 12 самолетов в Воздушно-Космические силы Российской Федерации.
Истребитель построен с использованием стелс-технологий, сможет летать на крейсерской сверхзвуковой скорости, а также будет оборудован новейшими средствами радиоэлектронной борьбы.
В конце мая американский журнал The National Interest сравнил истребители пятого поколения из России и Китая: Су-57 и J-20. Китайский самолет, по словам экспертов, менее заметен радарам, и похож на американский F-22 Raptor; российский же Су-57, говорится в статье NI, превосходит «китайца» в маневренности. Эти различия можно объяснить разными требованиями военных стратегий и дизайнерскими приоритетами, полагают авторы статьи.
Экс-конструктор ОКБ «Сухой» Вадим Лукашевич заявил в разговоре с НСН, что основное преимущество Су-57 — сверхманевренность — вряд ли поможет ему в условиях современной войны, ведь исход боя определяют другие факторы.
Для истребителей сейчас крайне важны стелс-технологии и высокая крейсерская скорость, а также средства обнаружения, чтобы заметить противника на расстоянии в 150-200 км и поразить его ракетой.
«Высокая маневренность — это вообще ни о чем. Это все замечательно, хорошо смотрится на авиашоу, но фактически с 1970-х годов не было ни одного случая, когда в реальной боевой обстановке самолеты сошлись на тот самый воздушный бой», — убежден авиаэксперт.
Су-57 еще предстоит модернизация, отметил Лукашевич: нужно довести до ума бортовой комплекс, поставить экономичные сверхзвуковые двигатели и сравняться с американскими «Рапторами».
«Я бы не стал говорить, что наш истребитель хуже или лучше всех. Машина находится в самом начале жизненного цикла, сейчас ее будут осваивать войска, потом будут какие-то модернизации по учету замечаний, будет подходить постепенно новое оборудование», — подчеркнул Лукашевич.
При этом авиаэксперт добавил, что о проблемах скрытности Су-57 говорить тоже пока рано: характеристики засекречены.
Су-57 впервые был представлен публике во время парада Победы 9 мая 2018 года. В конце апреля ряд изданий сообщил, что Индия вышла из проекта по созданию истребителя на базе Су-57 из-за недовольства техническими характеристиками самолета и дороговизны проекта.