Словакия, Чехия и Швеция сообщили, что не имеют отношения к разработке нервно-паралитического газа «Новичок», которым, предположительно, был отравлен бывший полковник ГРУ Минобороны России Сергей Скрипаль.
Эти заявления стали ответом на слова официального представителя МИД России Марии Захаровой о том, что наиболее вероятными источниками происхождения газа «Новичок» являются как раз эти три страны, а также Великобритания и США.
«Мы отвергаем утверждения о подобном происхождении «Новичка», которое ничем нельзя подтвердить. Это стандартный способ манипулирования информацией в общественном пространстве, когда выпускается сообщение чисто спекулятивного характера, которое невозможно доказать», — приводит РИА «Новости» слова главы чешского дипломатического ведомства Мартина Стропницкого.
Министр иностранных дел Швеции Марго Валльстрем также опровергла заявление Захаровой и призвала Москву отвечать на вопросы Великобритании. Следом отреагировала и Братислава.
«Категорически отвергаем, что Словакия каким-либо образом может быть связана с химическим оружием — идет ли речь о четвертом поколении или ином — и его использованием», — заявил представитель словацкого внешнеполитического ведомства Петер Суско.
Ранее Захарова прокомментировала заявления Великобритании о якобы имеющемся «российском следе» в деле Сергея Скрипаля и происхождении «Новичка», передает RT.
«Каким образом было получено заключение об имеющем отношение именно к России следе, если они не передали нам эти пробы? Ведь по логике у них этого вещества нет, не должно быть. С какими образцами у себя они сравнивали, чтобы сделать это заключение?» — указала она.
По ее словам, все это говорит о том, что Британия скрывает образцы «Новичка» у себя, а различные заявления в адрес России являются ложью. Захарова добавила, что наиболее вероятным источником происхождения химиката являются те страны, которые вели исследования, передает ФАН.
Она также указала, что премьер-министр Великобритании Тереза Мэй специально использовала шаблонное название «Новичок», чтобы вызвать ассоциации с Россией.
«Премьер-министр Великобритании не оперирует формулой, премьер-министр Великобритании оперирует вот этим самым шаблонным названием, которое моментально дает ассоциацию с Российской Федерацией, даже с чем-то русским», — заявила Захарова.
Постоянный представитель России при Организации по запрещению химического оружия Александр Шульгин также подчеркнул, что российская сторона не имеет никакого отношения к отравлению Скрипаля, передает НСН.
«В России никогда не было программы с таким названием — «Новичок». Можно с большой долей вероятности предположить, что примененное в Солсбери вещество проистекает из каких-то лабораторий западных стран, где такие разработки успешно велись и публиковались в открытых источниках. Это, в первую очередь, сама Великобритания, а также США», — указал эксперт.
По его мнению, Лондон опасается, что российские эксперты обнаружат в данном деле подвох, поэтому Британия отказалась сотрудничать с Россией в данном расследовании. Шульгин напомнил, что официально британские эксперты считают предложение Москвы о сотрудничестве якобы попыткой затянуть расследование.
«Но у меня есть другая догадка: на самом деле наши британские друзья и партнеры опасаются того, что наши эксперты проанализируют образцы вещества и увидят в них какой-то подвох, а наши партнеры этого не хотят», — отметил специалист.
Постпред РФ при ОБСЕ Александр Лукашевич также сообщал, что в России не проводились какие-либо научно-исследовательские работы под названием «Новичок».
«Если в Лондоне так уверены, что это газ «Новичок», значит, там есть его формула и образцы, а, может, и производство. А изобретатель газа Вил Мирзаянов давно живет в США, куда он был вывезен вместе с технической документацией о химическом средстве. Между тем в России никакие научно-исследовательские работы под условным названием «Новичок» не проводились», — сказал дипломат.
Он также отметил, что рядом с Солсбери, где произошел инцидент, расположена британская правительственная лаборатория оружия массового поражения в Портон-Дауне. Стоит добавить, что к воскресенью 18 марта Лондон так и не обнародовал каких-либо доказательств своей позиции по «делу Скрипаля».