Постоянный представитель России при Организации по запрещению химического оружия Александр Шульгин рассказал о важности диалога между Москвой и Лондоном в деле об отравлении бывшего полковника ГРУ Сергея Скрипаля, передает RT.
«Миссия ОЗХО может лишь подтвердить формулу или тип химического вещества, примененного в Солсбери, но ни в коем случае не сможет как-то заняться вопросом, откуда появилось это вещество. Это все равно предмет диалога между Россией и Великобританией, пусть даже не прямого, но опосредованного», — сказал специалист.
Эксперт также подчеркнул, что российская сторона не имеет никакого отношения к отравлению Скрипаля, передает НСН.
«В России никогда не было программы с таким названием — «Новичок». Можно с большой долей вероятности предположить, что примененное в Солсбери вещество проистекает из каких-то лабораторий западных стран, где такие разработки успешно велись и публиковались в открытых источниках. Это, в первую очередь, сама Великобритания, а также США», — указал Шульгин.
По его мнению, Лондон опасается, что российские эксперты обнаружат в данном деле подвох, поэтому Британия отказалась сотрудничать с Россией в данном расследовании. Шульгин напомнил, что официально британские эксперты считают предложение Москвы о сотрудничестве якобы попыткой затянуть расследование, передает ФАН.
«Но у меня есть другая догадка: на самом деле наши британские друзья и партнеры опасаются того, что наши эксперты проанализируют образцы вещества и увидят в них какой-то подвох, а наши партнеры этого не хотят», — отметил Шульгин.
Он добавил, что российская сторона, заявляя о готовности к всестороннему диалогу, предупредила, что свои обвинения Лондон должен подкрепить конкретными доказательствами, в противном случае Москва будет рассматривать данные заявления как клевету.
Посол России в Великобритании Александр Яковенко также прокомментировал слова премьер-министра Великобритании Терезы Мэй о том, что за отравлением Скрипаля в Солсбери «с высокой вероятностью» стоит Россия.
«Это весьма неплохой трюк. Когда у вас нет никаких свидетельств или доказательств, нужно прибегать к словам вроде «похоже», «вероятно», «возможно», — сказал дипломат.
Он также отметил, что Великобритания не может предоставить какой-либо информации и предоставить доступ к расследованию.
Интересно, что ученый Вил Мирзаянов, принимавший участие в создании химических отравляющих веществ нервно-паралитического действия «Новичок», использованных при отравлении в Великобритании бывшего полковника ГРУ Сергея Скрипаля, рассказал о противоядии от вещества.
«Первая помощь — это атропин и афин. Еще были разработаны другие антидоты, более сильные. Они есть, они помогают, чтобы как бы прекратить, остановить действие этого отравляющего вещества. Но! Они не вылечивают человека», — сказал Мирзаянов.
По его словам, Скрипалю и его дочери «скорее всего, ввели, хоть и поздно, атропин или афин в вену и помогли», однако их организмы уже были необратимо повреждены к тому моменту. Он также заявил, что вещество могло быть получено руководством разных стран, несмотря на то, что оно производилось только в СССР и России.
«Англичане вполне могли синтезировать его на основе тех формул, которые я опубликовал в своей книге, вышедшей в свет в 2008 году. Каждая страна самостоятельно заботится о своей безопасности, и в рамках изучения возможных угроз можно было создать образец. Так что опытные образцы могли быть у многих стран, но производство было отлажено только в СССР и России», — сказал Мирзаянов.
В четверг 15 марта постпред РФ при ОБСЕ Александр Лукашевич заявил, что в России не проводились какие-либо научно-исследовательские работы под названием «Новичок».
«Если в Лондоне так уверены, что это газ «Новичок», значит, там есть его формула и образцы, а, может, и производство. А изобретатель газа Вил Мирзаянов давно живет в США, куда он был вывезен вместе с технической документацией о химическом средстве. Между тем в России никакие научно-исследовательские работы под условным названием «Новичок» не проводились», — сказал дипломат.
Он также отметил, что рядом с Солсбери, где произошел инцидент, расположена британская правительственная лаборатория оружия массового поражения в Портон-Дауне.