По уточненным данным, в авиакатастрофе транспортного самолета Ан-26 возле авиабазы «Хмеймим» погибли 39 человек. Все они — военнослужащие российских Вооруженных сил. Как сообщает Министерство обороны России, кроме прапорщиков, солдат и сержантов контрактной службы погибли 26 офицеров и генерал-майор. На борту находились 6 членов экипажа — также военные летчики.
«Ни одного гражданского лица на борту Ан-26 не было», — заявили в Минобороны.
Военно-транспортный борт Ан-26 совершал плановый перелет с авиабазы «Кувейрас» возле Алеппо на авиабазу Хмеймим — протяженность маршрута составляла около 200 км. Во вторник, примерно в 15:00 мск самолет начало уводить в сторону при заходе на посадку, после чего
он рухнул на цитрусовые плантации. Очевидцы сообщают, что пилот «уводил самолет в сторону от застройки».
В военном ведомстве подчеркнули, что погодные условия во время крушения самолета «не представляли проблем» для полета. При этом ряд очевидцев сообщил, что в районе авиабазы «дул сильный ветер», но погода была ясной и солнечной. Пилотировал самолет опытный авиатор, летчик 1-го класса, много раз успешно сажавший самолеты на посадочную полосу Хмеймима. Согласно неофициальному опубликованному списку погибших, управлял Ан-26 майор Смирнов С.Г.
Военная прокуратура проводит проверку по факту крушения самолета и гибели 39 военнослужащих. Один из военных экспертов в беседе с «Газетой.Ru» рассказал, что обычно при такого рода происшествиях расследование ведется по трем основным направлениям: человеческому фактору и возможной ошибке пилота, отказу техники и бортовых приборов, а также внешним факторам.
По словам эксперта, самолет мог не только пострадать из-за погодных условий, но и от огневого воздействия — в момент захода на посадку или взлета воздушные суда более всего уязвимы для выстрелов из ПЗРК. Однако в Минобороны подчеркнули, что огневого воздействия на самолет не оказывалось. Собеседник «Газеты.Ru» отметил, что если бы самолет сбили, то очевидцы рассказали бы о газовом следе выстрела из ПЗРК.
Авиабаза «Хмеймим» окружена позициями Сирийской арабской армии в радиусе до 70 км.
Следственный комитет России возбудил уголовное дело по факту крушения самолета по статье 351 УК РФ — «нарушение правил полетов или подготовки к ним, повлекшие тяжкие последствия». Источник, знакомый с ситуацией, рассказал «Газете.Ru», что самолет Ан-26 перед вылетом из Кувейраса не проверялся техниками. Совершая челночный перелет Хмеймим-Кувейрас-Хмеймим,
самолет был проверен только в стартовой точке своего маршрута, а в Кувейрасе пилоты даже не глушили двигатели, добавил источник.
На месте крушения самолета был обнаружен бортовой самописец — «черный ящик», который уже отправили на экспертизу и расшифровку. По сведениям источников, разбившийся самолет Ан-26 был выпущен в 1980 году. Авиационные эксперты оценивают эту модель военного транспортника как крайне надежную и неприхотливую, он способен взлетать и садиться даже на грунтовых поверхностях.
Самолет оборудован двумя турбовинтовыми двигателями АИ-24ВТ. Длина пробега при посадке составляет 650 метров, а при разбеге — 870 метров. Практическая дальность Ан-26 — 1100 км.
Премьер-министр России Дмитрий Медведев выразил свои соболезнования семьям погибших военнослужащих. По словам главы российского правительства, военные возвращались на базу после выполнения боевой задачи.
«Это большое горе для всех, кто потерял своих родных и близких, своих армейских товарищей, для российской армии, горе для всех нас», — заявил Медведев, добавив, что утрата остается невосполнимой. Также премьер подчеркнул, что семьи погибших получат всю необходимую помощь и поддержку от государства.
Свои соболезнования выразили президент Армении Серж Саргсян — он направил телеграмму президенту России Владимиру Путину. Также соболезнования выразил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в телефонном разговоре с президентом России. Глава Казахстана Нурсултан Назарбаев направил российскому лидеру траурную телеграмму.