В Министерстве обороны РФ раскрыли подробности произошедшей 6 января атаки на авиабазу «Хмеймим» в Сирии. В частности, в ведомстве уточнили, что осуществить нападение пытались 13 беспилотников, а их целью была не только авиабаза в Хмеймиме, но также пункт материально-технического обеспечения (МТО) ВМФ России в Тартусе.
«Десять ударных беспилотных летательных аппарата (БПЛА) приближались к российской авиабазе «Хмеймим» и еще три — к пункту МТО ВМФ России в городе Тартус. Семь БПЛА были уничтожены штатными зенитно-ракетными пушечными комплексами «Панцирь-С» российских подразделений ПВО», — говорится в сообщении.
Шесть дронов российские подразделения радиоэлектронной борьбы взяли под свой контроль, перехватив внешнее управление. Три были посажены на территорию вне базы, еще три взорвались при посадке на землю.
Минобороны подчеркивает, что атаковавшие российские базы дроны принадлежали «исламской фракции», действующей в регионе.
К такому выводу российские военные пришли после детального анализа конструкции, технической начинки и самодельных боеприпасов захваченных БПЛА. Дешифровка данных дронов позволила российским специалистам определить точное место их запуска.
«Террористами впервые массированно использовались БПЛА самолетного типа, запущенные с дальности более 50 км с использованием современных технологий наведения по спутниковым координатам GPS. Техническая экспертиза захваченных летательных аппаратов показала, что подобные атаки могут осуществляться террористами с дальности около 100 км», — отмечается в релизе российского военного ведомство.
Анализ БПЛА также показал, что каждый из дронов был укомплектован барометрическими датчиками и сервоприводами управления рулями высоты. Все летательные аппараты были запущены вместе с закрепленными на них взрывных устройствах, в которых использовались детонаторы «иностранного производства».
Эти факты привели Минобороны к выводу: использованные боевиками инженерные решения могли быть получены «только от одной из стран».
В частности, речь идет о таких технологических возможностях, как обеспечение спутниковой навигации и дистанционного управления сбросом «профессионально собранных самодельных взрывных устройств» в назначенных координатах.
Хуже всего то, что факт применения боевиками подобных дронов, по мнению Минобороны, «свидетельствует о том, что боевикам переданы технологии, позволяющие проводить террористические акты с применением подобных БПЛА в любой стране».
Эти заявления не остались незамеченными в США, и Пентагон заявил, что использованные для атаки беспилотников на российские военные объекты в Сирии устройства и технологии «легко доступны» на открытом рынке. «Мы видели, что технологии подобного рода использовали боевики ИГ (организация запрещена в России). Эти устройства и технологии могут быть легко приобретены на открытом рынке, и это повод для беспокойства», — рассказал официальный представитель Пентагона Адриан Рэнкин-Гэллоуэй.
Сама атака состоялась 6 января. Изначально о ней стало известно благодаря Сирийскому центру мониторинга за соблюдением прав человека. Минобороны же некоторое время воздерживалось от комментариев.
Информацию Сирийского центра опубликовал «Би-би-си». Засвидетельствовавший боестолкновение сирийский журналист сообщил, что слышал сработавшую на Хмеймиме сирену, стрельбу и взрывы.
Атака дронов стала первой попыткой нападения террористов на российские базы в 2018 году. Последняя до этого атака была предпринята в последний день 2017 года. Согласно заявлению российского оборонного ведомства, мобильная диверсионная группа боевиков «с наступлением темного времени суток» обстреляла аэродром из минометов. Соответствующее сообщение Минобороны опубликовало 4 января.
После той атаки боевиков была усилена охрана, сообщили в Минобороны. Кроме того, сирийские силовые структуры провели «мероприятия по поиску и уничтожению причастных к атаке боевиков».