Окончательное решение о нападении на Советскую Россию было принято нацистской Германией еще за полгода до начала боевых действий. 18 декабря 1940 года Гитлер подписал директиву №21 — документ, в котором излагался план немецкого военного вторжения на территорию СССР. Операция получила кодовое название «Барбаросса», в честь императора Священной Римской империи Фридриха I Барбароссы.
Обсуждение плана вторжения началось в Берлине менее чем через год после заключения с Москвой пакта о ненападении. Впрочем, нацистская пропаганда начала убеждать немцев в необходимости завоевания жизненного пространства на Востоке практически сразу после прихода Гитлера к власти. Мысль о неизбежности в ближайшем будущем войны с СССР с необычайной регулярностью озвучивалась руководством Третьего рейха во второй половине 1930-х.
За год, прошедший после подписания пакта Молотова-Риббентропа, руководство нацисткой Германии, наблюдая над усилиями Красной армии в войне против Финляндии, укрепилось во мнении, что война с Россией обойдется для Германии меньшей кровью, чем высадка на Британских островах. Началась разработка операции-блицкрига — в Берлине были уверены, что для победы над Россией потребуется всего несколько недель.
Нападаем на Россию, Англия в уме
После капитуляции Франции единственной угрозой для Германии в Европе оставалась Великобритания. Однако Гитлер опасался вести войну против островной державы, под чьим контролем на тот момент находилось полмира, имея в тылу другого вероятного противника.
«Надежда Англии — Россия и Америка. Если рухнут надежды на Россию, Америка также отпадёт от Англии, так как разгром России будет иметь следствием невероятное усиление Японии в Восточной Азии.
Если Россия будет разгромлена, Англия потеряет последнюю надежду. Тогда господствовать в Европе и на Балканах будет Германия»,
— говорится в дневнике начальника немецкого Генштаба Франца Гальдера. Эти записи считаются конспектом речи Гитлера на совещании с высшим командованием после разгрома Франции.
Гитлер при этом отмечал, что нападение на Россию имеет смысл лишь в том случае, если «мы одним стремительным ударом разгромим всё государство целиком». Уже тогда была намечена примерная дата начала операции — май 1941 года. Гитлер ожидал, что СССР падет менее, чем за полгода. Позже Гитлер неоднократно подчеркивал, что «все проблемы, связанные с войной в Европе, должны быть решены в 1941 году, так как в 1942 году США будут в состоянии вступить в войну».
К разработке плана были привлечены лучшие военные специалисты Германии — были подготовлены как минимум 12 вариантов проведения операции. В доработке плана активно участвовал и сам Гитлер, который требовал, чтобы против России были направлены лучшие силы.
По столице на армию
В итоговом тексте плана «Барбаросса» цель кампании была определена как выход на линию Архангельск — Волга — Астрахань, закрепление на ней и создание полевых условий немецким ВВС для налетов на промышленные центры Урала.
Наступление было запланировано по трем основным направлениям — «Север», «Центр» и «Юг». Армии, двигавшиеся по этим направлениям должны были взять одну из «трех столиц» каждая — Ленинград, Москву и Киев.
На первом этапе наступления, которое согласно плану должно было длиться 40 дней, Германия планировала успеть захватить Прибалтику, Смоленск и Киев. После этого начинался второй этап наступления — немецкие армии должны были окружить Ленинград, Москву и продолжить наступления на юге, захватывая важные сельскохозяйственные и промышленные регионы страны.
Для воплощения этого плана в жизнь Берлин подготовил 190 пехотных дивизий для непосредственного ведения войны и 24 дивизии в качестве резерва. Для войны также выделялось 19 танковых и 14 моторизованных дивизий. Всего Германия планировала отправить на восток более пяти миллионов человек. И все же, план «Барбаросса» сорвался.
Гитлера подвела разведка
Одна из главных причин срыва амбициозного блицкрига заключается в том, что вермахт готовил директиву №21, как позднее оказалось, по ложным разведданным.
План «Барбаросса» был построен на убеждении, что в стране есть лишь одна серьезная линия обороны, преодолев которую, немецкие войска смогут беспрепятственно продвигаться вглубь страны.
Гитлер был уверен, что все советские части расположены вплотную к границе. На деле же СССР смог организовать стратегическую эшелонированную оборону, сохранялись резервы, в том числе и в Сибири. Немецкие армии мгновенно и без особых проблем захватили Прибалтику и дошли Смоленска и Киева, однако дальше начались трудности. И Смоленск, и Киев сильно задержали продвижение немецких войск — после захвата городов уже было понятно, что блицкриг не удался. На северном фронте, несмотря на поддержку Финляндии, план «Барбаросса» провалился сильнее всего — на пути немецкого блицкрига встал Ленинград, который так и продолжал сковывать огромные силы вермахта до самого конца войны.