Американская система управления войсками и целеуказания Joint STARS — Joint Surveillance Target Attack Radar System — объединяет в себе самолет Е-8С, армейские наземные комплексы радиотехнической разведки и беспилотные летательные аппараты разведывательного назначения. Состоящий на вооружении ВВС США JSTARS создан на основе коммерческого четырехмоторного лайнера Boeing-707. Из 16 JSTARS, находящихся в парке ВВС США, в настоящее время 11 готовы к боевому применению. JSTARS — единственная платформа в ВВС США, способная одновременно выполнять функции разведки, наблюдения и командного пункта.
Нынешний же E-8C находится в строю ВВС США уже 19 лет. Комплекс предназначен для распознавания и классификации наземных целей в любое время суток при любых погодных условиях, а также для координации боевых действий и двустороннего обмена информацией с наземными силами в режиме реального времени.
Дальность обнаружения целей при помощи многофункциональной антенны составляет 200 км. Система из радара с синтезированной апертурой (SAR) и установленным целевым индикатором (FTI) получает изображение с фотографическим качеством, или отображает избранные географические области.
Самолет-разведчик способен обнаружить, классифицировать и взять на сопровождение до 600 точечных наземных целей — бронетехнику, автотранспорт, стационарные объекты.
Получив всю необходимую информацию о дислокации наземных сил противника и местонахождении подразделений своей армии, операторы должны оценить обстановку, определить направления ударов и вскрыть замысел противника. Все необходимые сведения могут быть переданы командирам наземных подразделений в режиме реального времени (вплоть до каждого отдельного танка).
«Мы планируем продолжить использование боевое применение флота самолетов JSTARS в варианте Е-8С до 2023 бюджетного года», – сказала представитель военно-воздушных сил США капитан Эмили Грабовски. Она подчеркнула, что военно-воздушные силы США предпринимают все необходимые усилия, чтобы поддерживать существующий парк JSTARS из 16 самолетов в боеспособном состоянии.
«С 11 сентября 2001 года самолеты Е-8С JSTARS налетали в разного рода вооруженных конфликтах 130 тыс. часов. Эта платформа пользуется высоким спросом», – констатировал Брайан Лима, директор сегмента систем управления C2 ISR JSTARS (Command and Control — процесс управления войсками и оружием).
«Мы полагаем, что пока еще можем справиться со многими угрозами с текущим флотом JSTARS», — сказал Лима.
Руководитель департамента Военно-воздушных сил США по закупкам вооружения и военной техники генерал-лейтенант Арнольд Банч утверждает, что промышленность модернизировала часть парка Е-8С, но есть настоятельная необходимость в разработке новых технологий для будущей платформы.
Первоначально Е-8 создавался в соответствии с запросами «холодной войны», чтобы контролировать движения танков Советского Союза в Восточной Европе. Но позднее JSTARS оказался очень полезным в таких ключевых областях как Северная Корея, Ирак и Афганистан. Платформа также преуспела в том, чтобы выполнить морские миссии на тихоокеанском театре военных действий и в зоне ответственности Центрального командования.
Сейчас экипаж JSTARS состоит из 21 человека и включает пилотов, штурмана, боевого системного оператора, офицеров разведки, технического персонала и специалистов по управлению войсками на поле сражения.
Будущие технологии, считают американские эксперты, позволят сократить этот персонал.
Начиная с войны в Заливе 1991 года, Е-8С JSTARS был непременным участником всех вооруженных конфликтов где США оказывались одной из сторон. Он показал такую эффективность, что в настоящее время ВВС США приняли решение о развитии проекта на новом уровне и анализируют многочисленные предложения от оборонно-промышленного комплекса по поставке нового высокотехнологичного самолета JSTARS следующего поколения, чтобы он находился на вооружении в течение многих последующих десятилетий.
Военно-воздушные силы США рассматривают различные варианты будущей платформы JSTARS с учетом применения самых последних технологий, позволяющих выполнять боевые задачи в обстановке высокого уровня угроз, исходящих от противника.
В Афганистане самолеты JSTARS работают весьма эффективно, но следует иметь в виду, что афганские моджахеды не имеют боевой авиации и американские Е-8С летают в этой стране как на полигоне. Однако размеры самолета и его ЭПР (эффективная поверхность рассеивания) представляют собой легкую цель для радаров систем ПВО любой более-менее современной армии.
Поэтому сейчас требуется новый самолет, способный выполнять боевые задачи в вооруженном конфликте с высокотехнологичным противником. То есть перспективный JSTARS должен успешно работать с учетом возможности применения противником современного оружия класса «воздух-воздух» и наземных систем ПВО.
Возникает вопрос — какие виды новых технологий могли бы быть применены, чтобы расширить возможности по боевому применению JSTARS в оспариваемых областях воздушного пространства. Один из путей повышения выживаемости самолета в борьбе с высокотехнологичным противником — оснащение летательного аппарата комплектом для ведения радиоэлектронной борьбы. Также необходимо предпринять все меры для снижения радиолокационной заметности самолета. Для защиты будущей платформы планируется использование и беспилотных летательных аппаратов.
Существуют и другие потенциальные соображения. В частности, защитить JSTARS ударами по средствам ПВО вероятного противника могут штурмовики или бомбардировщики, изготовленные по технологии «стелс», прежде чем JSTARS вообще войдет в область, где будет подвержен высокой угрозе.
Эффективно выполнить боевую задачу JSTARS позволит его совместное боевое применение вместе с самолетом РЭБ типа EA-18 «Growler».
Кроме того, предполагается совместный полет с БЛА, управляемыми из кабины JSTARS, в целях разведки и уточнения характеристик системы ПВО вероятного противника, в то время как сам самолет наблюдения будет находиться на безопасном удалении от огневых средств врага.
Более быстрые скорости обработки информации при существенно меньших массо-габаритных характеристиках аппаратуры вместе с рабочими сетями и каналами передачи данных могли бы позволить новым платформам, значительно меньшим по размеру, добыть, проанализировать и распространить решающую для боя информацию в масштабе реального времени.
Технологии командования и управления развивается в настоящее время так быстро, что военно-воздушные силы США желают последовательно идентифицировать и усиливать лучшие появляющиеся технические решения, позволяющие выполнять функции разведки, командования и управления, в настоящее время выполняемые устаревающими платформами JSTARS. Новый самолет боевого управления в Пентагоне хотели бы получить к 2024 году.
Сегодня корпорация Northrop Grumman предлагает в качестве базы для самолета JSTARS бизнес-джет Gulfstream G550. Самолет будет поставляться вместе с базовой линией стандартного программного обеспечения, что впоследствии позволит осуществить быструю интеграцию новейших технологий. Радиоэлектронное оборудование, установленное на самолете, предоставляет в случае необходимости возможность разместить обновленное программное и аппаратное обеспечение.
Самолет G550 меньше по своим размерам, чем предложения от других компаний. Этот бизнес-джет может летать на больших высотах и потреблять меньшее количество топлива, утверждают разработчики корпорации NG.
«Наш бизнес-джет G550 может летать выше и видеть больше, сопровождать большее количество целей. Его скорость и размер позволяют ему быть ближе к театру военных действий. Он менее требователен к длине ВПП по сравнению с «Боингом-707», — утверждает вице-президент корпорации Northrop Grumman по системам разведки и целеуказания следующего поколения Алан Метцгер
Самолет-концепт G550 JSTARS Northrop налетал уже 500 часов и даже осуществлял дозаправку в полете от воздушных танкеров KC-135 KC-10. Разработчики говорят, что самолет может применяться в любых метеоусловиях, а конфигурация его планера не создает препятствий для работы бортового радиолокатора.
Конкурентом выступает бизнес-джет фирм Bombardier и Lockheed Martin, построенный в Сьерра-Неваде. Он предполагает в качестве платформы самолет Global Express 6000 с электронной начинкой фирмы Raytheon. Самолет имеет длину порядка 30 метров и обладает взлетным весом около 45 тонн. Радиус действия этого самолета достигает 11 тыс. км, а высота полета — более 15 500 метров.
Корпорация Lockheed Martin подчеркивает, что предложение от их компании соответствует указанным в техзадании единым стандартам и требованиями к открытой архитектуре платформы.
«Вместо того, чтобы использовать уникальные или специализированные аппаратные и программные подходы, адаптированные для среды архитектуры открытых систем, наша архитектура действительно открыта и свободна от собственных интерфейсов. Это позволяет нам ускорить интеграцию любых технологических возможностей и минимизировать стоимость», — утверждают в LM.
JSTARS в третьем предложенном варианте — от корпорации Boeing — использует самолет на основе одного из самых распространенных коммерческих лайнеров в мире Boeing-737. Заявленный практический потолок такой платформы равняется 12 500 метрам, крейсерская скорость — 824 км/час.
Интересно сравнить все три модели с российским самолетом оптико-радиотехнической разведки Ту-214Р. Отечественная машина оснащена оптико-электронным комплексом с ИК-каналом, а также перспективным радиотехническим комплексом, включающим активный и пассивный каналы наблюдения.
Самолет вооружен многорежимным и многочастотным радиолокационным комплексом МРК-411 с практически абсолютным радиусом обзора. Две активные фазированные антенные решетки установленными в радиопрозрачных колпаках по бортам в носовой части фюзеляжа для бокового обзора, две решетки стоят позади центроплана, и один антенный комплекс в расположен в каплевидном обтекателе в нижней части фюзеляжа.
МРК-411 способен получать радиолокационное изображение поверхности и объектов на ней с высокой точностью. Причем заявляется возможность обнаружения объектов, укрытых грунтом, снегом, песками и лесами.
То есть МРК-411 способен работать в режиме так называемой «подповерхностной радиолокации», который даже сегодня считается достаточно редким и применяется в основном в сферах геофизики и инженерной геологии.
Оптико-электронная часть бортового радиоэлектронного оборудования самолета носит название «Фракция». По некоторым данным, она способна обнаружить старт баллистической или крылатой ракеты на удалении 400 и более километров. Специалисты высказывают мнение, что Ту-214Р уже сейчас намного превосходит Е-8С JSTARS. К моменту же появления нового американского самолета отечественная система будет радикально модернизирована.