Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Терроризм на колесах: «шахид-мобили» на службе у ИГ*

Как и зачем исламисты используют автомобильные бомбы

В ходе войны на Ближнем Востоке и в Афганистане террористы активно использовали «шахид-мобили» — начиненные взрывчаткой транспортные средства. Первая атака с применением «шахид-мобиля» была совершена спустя несколько дней после интервенции американцев в Ирак. Наиболее массово они начали применяться уже запрещенным в России «Исламским государством*» — в начале 2010 для захвата новых территорий, а в последние годы для обороны.

В конце минувшей недели сирийская правительственная армия объявила об обнаружении завода запрещенного в России «Исламского государства» (организация запрещена в России), на котором боевики предположительно изготавливали взрывные устройства и так называемые «шахид-мобили».

Завод был расположен в населенном пункте аль-Рашидия в провинции Дейр-эз-Зор. На видеозаписи, опубликованной сирийским государственным иформагентством SANA, показан найденный там видоизменный автомобиль с бронированными боками. По словам представителя армии, военные обнаружили на заводе также химикаты для изготовления взрывчатых веществ и материалы для создания мин.

Боевики ИГ достаточно активно использовали мины и «шахид-мобили» в борьбе против правительственных сил в Сирии и Ираке. Именно из-за этой тактики, например, так затянулась битва за взятие иракского Мосула, продлившаяся с марта по июль 2017 года.

По данным аффилированного с группировкой агентства Amaq, за прошлый год боевики ИГ совершили 1112 взрывов с использованием смертником, 815 из которых были совершены с помощью различных транспортных средств.

Война в Ираке

«Шахид-мобили» начали широко использоваться террористами еще в начале войны в Ираке в 2003 году, задолго до появления «Исламского государства». Первая зарегистрированная атака, совершенная с помощью такого транспортного средства, произошла 22 марта 2003 года, всего через несколько дней после вторжения американцев в Ирак, и ознаменовала собой начало широкой кампании таких нападений по всей этой стране.

Использование автомобилей, начиненных взрывчаткой, позволяло боевикам незамеченными влиться в поток гражданского транспорта и совершить самоподрыв в намеченном месте, не будучи обнаруженными. «Побочным эффектом частого использования «шахид-мобилей» стало то, что любой гражданский автомобиль превращался в глазах мирных жителей и военных в потенциальную бомбу, вызывал у них страх и паранойю», — отмечает представитель британского центра Jane's Terrorism&Insurgency Хьюго Кааман, исследующий применение исламистами автомобильных бомб.

«Шахид-мобиль» или автомобильная бомба представляет собой переоборудованное транспортное средство, функционирующее как самодельное взрывное устройство. «Шахид-мобили» могут вмещать в себя достаточно большое количество взрывчатых веществ, которое ограничивает только размер машины.

Так, например, компактный седан вмешает в себя 227 кг взрывчатки, стандартный — 455 кг, микроавтобус — 1,8 т, топливозаправочный прицеп — 13,6 т.

Радиус взрывной волны в случае их использования составляет 30 м, 38 м, 61 м и 138 м соответственно.

В первые годы войны в Ираке количество нападений с помощью автомобильных бомб продолжало неуклонно расти. По данным исследователей Чикагского университета, в 2003 году в Ираке было совершено более 20 атак с помощью «шахид-мобилей», в 2004 — около сотни, в 2005 — более 200. В 2006 году их количество снизилось до 140: эксперты связывают это с тем, что осенью того года племена иракской провинции Анбар объединились в союз «Пробуждение» для борьбы с «Аль-Каидой» (запрещена в России).

В 2007 году количество автомобильных атак снова возросло до 200, в 2008 — сократилось до 90 и продолжило сокращаться до конца войны. Однако атаки «шахид-мобилей» так и не прекратились полностью.

Становление и расцвет ИГ

После окончания американской интервенции в Ираке ответственность за безопасность страны легла на плечи реформированной и относительно неопытной иракской армии. Воспользовавшись этим, исламисты начали новую волну атак «шахид-мобилей» на гражданские и охранные объекты и в течение полугода после вывода американских войск снова активизировали свою деятельность в своих опорных пунктах в мухафазах Найнава, Анбар, Дияла, Киркук и Салах-эд-Дин.

В 2012 году в Ираке было зарегистрировано уже 399 атак «шахид-мобилей», использованных боевиками ИГ, а в 2013 году — 807. По мере того, как увеличивалась контролируемая ими территория, они начали создавать тайные укрытия, чтобы производить автомобильные бомбы в относительной безопасности.

Начало гражданской войны в Сирии в 2011 году и последующее ухудшение ситуации с безопасностью в восточной части страны позволило ИГ в начале 2013 года установить контроль над ее территориями на границе с Ираком.

Сначала исламисты использовали для нападений «скрытые» «шахид-мобили» — автомобильные бомбы, замаскированные под обычные гражданские машины, которые применялись боевиками для того, чтобы совершать атаки незамеченными. Однако позже, в 2013-2014 годах, когда ИГ начало активно захватывать территории Сирии и Ирака, боевики были вынуждены отказаться от «скрытых» «шахид-мобилей» в районах, где проводилась линия фронта, в пользу бронированных. Броня снижала риск преждевременного детонирования в случае, если противник открывал огонь по транспортному средству.

В первое время боевики оснащали импровизированной броней гражданские транспортные средства. Но позже исламисты начали использовать в качестве «шахид-мобилей» также и тяжелую военную технику.

Одним из первых задокументированных случаев использования ИГ так называемых «танков-шахидов» произошел при захвате боевиками сирийской авиабазы Менах 5 августа 2013 года. Тогда террористы использовали несколько танков БМП-1, начиненных взрывчаткой, для прорыва последних оборонительных рубежей, что в конечном итоге привело к полному захвату укрепленной военной базы.

Для подчинения новых территорий боевики ИГ создали специальные «батальоны самоубийц», сопровождавшие другие формирования группировки в боях и расчищавшие им путь. «Использование бронированных «шахид-мобилей» в боях работает как мощный множитель силы, позволяя малочисленной атакующей стороне преобладать над более крупным контингентом противника», — отмечает Кааман.

Переход к обороне

После того, как «Исламское государство» постепенно начало терять контроль над своими территориями, боевики начали использовать «шахид-мобили» больше в оборонительных целях, а не захватнических. Так, террористы стали отправлять начиненные взрывчаткой автомобили к позициям правительственных сил, чтобы сдерживать их непрекращающиеся атаки. 815 атак «шахид-мобилей», за которые ИГ взяло ответственность в 2016 году, были совершены именно в оборонительных целях.

Подавляющая часть автомобильных атак прошлого года были совершены с использованием бронированных «шахид-мобилей». 815 — это самое большое количество нападений с помощью автомобильных бомб с 2003 года. Для того, чтобы проводить атаки, боевики ИГ создали целую сеть заводов по производству бронированных «шахид-мобилей» на своих территориях. Косвенные признаки функционирования обширной сети заводов ИГ правительственные силы Ирака обнаружили уже после взятия восточного Мосула.

В битве за этот город на север Ирака боевики применяли «шахид-мобили» наиболее активно. Так, за 100 дней боевики использовали 280 автомобильных бомб, чтобы сдержать наступление правительственных сил и причинить военным как можно больше ущерба. Самыми распространенным транспортными средством, которое боевики ИГ использовали в качестве «шахид-мобилей» во время битвы за Мосул, были бронированные внедорожники.

Как отмечает Кааман, чаще всего террористы использовали в качестве «шахид-мобилей» белые внедорожники KIA.

Они были оснащены однотипной броней, что указывало на массовое производство мобильных бомб. Обычно броня окрашивалась в цвет самого автомобиля, но иногда использовали контрастные цвета, например, синий или красный. Исследователь предполагает, что все они были произведены в этом регионе, так как именно Мосул был центром производства «шахид-мобилей» в Ираке.

Новости и материалы
Путин рассказал, кто вынудил Россию начать СВО
Путин выступил против навязывания модели одной страны всем остальным
Путин рассказал о жалобах европейских лидеров на США
Путин опроверг риторику Запада о конфликте «всех со всеми»
Саратовского учителя, в которого школьник бросил стул, уволили с работы
Губерниев призвал Карпина вызвать Дзюбу в сборную России
Путин назвал НАТО анахронизмом
Пожарные спасли собаку, плававшую по каналу на затонувшей тележке
Путин заявил, что искусственные барьеры тормозят взаимовыгодное развитие
Путин заявил, что РФ не ставит вопрос «мы или они»
Путин заявил, что острые конфликты осложняют мировое развитие
Путин рассказал о формировании нового мирового устройства
Трампа убрали из «Миротворца»
Путин заявил, что человечеству грозит утрата традиционных ценностей
В России планируют вывозить брошенных и раненых животных из зоны СВО
В «Спартаке» назвали основные качества Станковича
Путин заявил о приближении мира к «опасной черте»
Путин заявил об отсутствии гарантий неприменения Западом ядерного оружия
Все новости