— Для военного ведомства важны связи с нашими ближайшими соседями. Что поменялось на этом направлении в последние годы?
— Действительно, приоритетное значение мы уделяем развитию партнерских и союзнических отношений с государствами-участниками СНГ, развитию военной составляющей Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), а также укреплению военной организации Союзного государства с Белоруссией.
Здесь следуем принятым программным документам: Концепции военного сотрудничества государств-участников СНГ до 2020 года, Основным направлениям развития военного сотрудничества государств-членов ОДКБ на период до 2020 года и Стратегии коллективной безопасности ОДКБ на период до 2025 года.
Также, в целях повышения эффективности координации взаимодействия в рамках Шанхайской организации сотрудничества, обмена информацией о ситуации в регионе и проведения консультаций создана Специальная рабочая группа при Совещании министров обороны ШОС.
Но все же основные усилия сосредоточены на формировании Войск (Коллективных сил) ОДКБ, приведении их структуры, состава и оснащения в соответствие с реально существующими вызовами и угрозами военной безопасности государств-членов организации. В рамках этой работы проводятся масштабные совместные военные учения: «Взаимодействие», «Рубеж», «Нерушимое братство», «Поиск».
В рамках долгосрочных соглашений с Абхазией, Арменией, Киргизией, Таджикистаном и Южной Осетией наращивается потенциал размещенных на их территориях российских военных баз.
Наши контингенты рассматриваются правительствами этих стран в качестве гаранта региональной безопасности.
Большое внимание уделяем развитию совместных систем противовоздушной обороны с Белоруссией, Арменией и Казахстаном. Важно также напомнить, что мы бесплатно проводим обучение офицеров стран — наших партнеров в учебных заведениях Минобороны РФ.
— Понятно, что работа с нашими соседями является первейшим приоритетом, но в новостях Минобороны появляется в первую очередь в связи с войной в Сирии, где благодаря нашей поддержке уже почти восстановлен порядок и более 90% территории освобождено от террористов. Но что будет дальше?
— Полагаю, ни у кого не вызывает сомнения, что существенная роль в успехах в борьбе с террористами принадлежит ВКС России, осуществляющих поддержку сухопутных войск Сирии. Сегодня остается лишь завершить наступление на юго-востоке Сирии вдоль реки Евфрат. Здесь сейчас идут активные действия. Террористы еще сопротивляются, но их участь предрешена.
Понятно, что теперь на повестку дня становятся вопросы постконфликтного урегулирования, восстановления разрушенной инфраструктуры и оказания необходимого гуманитарного содействия населению.
Российский Центр по примирению враждующих сторон хорошо решает эти задачи как самостоятельно, так и во взаимодействии с международными организациями. В целях проводки гуманитарных конвоев налажены прямые контакты Центра с дамасскими офисами ООН, Международного комитета Красного Креста, Сирийского общества Арабского Красного Полумесяца, Всемирной продовольственной программы, Всемирной организации здравоохранения и другими международными организациями, зарегистрированными в Сирии.
Наша совестная работа действительно помогает облегчить страдания сирийского населения.
Удалось привлечь к оказанию гуманитарного содействия Абхазию, Армению, Белоруссию, Казахстан, КНР и Сербию – они передали более 1300 тонн гуманитарных грузов для сирийских граждан.
По линии ООН организовано взаимодействие со спецпосланником Генерального секретаря ООН Стаффаном де Мистурой. 18 октября министр обороны Российской Федерации генерал армии Сергей Шойгу провел с ним встречу для обсуждения вопросов политического урегулирования сирийского кризиса и оказания гуманитарного содействия. Кроме того, у нас уже налажено взаимодействие с Международным комитетом Красного Креста.
Одним из наиболее болезненных вопросов сейчас можно назвать разминирование. Мы провели консультации с представителями оборонных ведомств Ирана, Египта, Сербии, Армении, Турции и ОАЭ. Готовность направить свои инженерные подразделения в Сирию уже подтвердили Ереван и Белград, к ним могут присоединиться китайские саперы. Некоторые страны вызвались оказать финансовое содействие в этом вопросе.
Организовано взаимодействие со службой ООН по разминированию. Проведено несколько раундов встреч и переговоров по привлечению ее ресурсов, идет подготовка соглашения между ЮНМАС и Сирией для развертывания деятельности ООН в данном регионе.
В «астанинском» формате согласовано Совместное заявление стран-гарантов (России, Турции и Ирана – «Газета.Ru») режима прекращения боевых действий о гуманитарном разминировании территории Сирии, включая объекты культурного наследия ЮНЕСКО.
Очевидно, что следующий шаг — политическое урегулирование. И наиболее приемлемый, по нашему мнению, вариант — проведение общесирийского форума — Конгресса сирийского национального диалога.
Конгресс должен подтвердить приверженность единству, независимости, территориальной целостности и нефракционному характеру Сирии, создать условия для политических преобразований в стране. Как ожидается, Конгресс обсудит будущее сирийской конституции, поможет запустить работу над ней. Предполагается, что на форуме будут представлены все группы сирийского общества: национальные объединения и конфессии, племенные и политические образования, оппозиционные движения.
На эту идею положительно отреагировал президент Башар Асад. Оппозиционеры также видят положительную перспективу в данном процессе. Народ устал от войны, жители Сирии хотят вернуться к мирной жизни. Боевые действия практически подошли к концу. Конгресс позволит представителям всех групп сирийского общества самостоятельно выбрать единый путь к дальнейшему развитию государства.
Мы заинтересованы, чтобы это мероприятие прошло при поддержке ООН.
Считаем, что наша деятельность, а также активная позиция международного сообщества принесут мир и процветание народу Сирии.
— Помимо Сирии в новостях в последние недели Министерство обороны фигурировало в связи с визитом Сергея Шойгу на Филиппины, где он провел ряд важных международных встреч. Можно ли воспринимать это как повышение наших ставок в Азиатско-Тихоокеанском регионе?
— Действительно, Азиатско-Тихоокеанский регион постепенно выходит на лидирующие позиции в сфере военного и военно-технического сотрудничества с Россией. За последние несколько лет мы значительно нарастили интенсивность и масштабы российского участия в региональных делах, увеличили количество проводимых совместных мероприятий.
Расширение взаимодействия оборонных ведомств как в многосторонних, так и двусторонних форматах в АТР повышает эффективность противодействия вызовам и угрозам безопасности в регионе. Это сотрудничество мы хотели бы наращивать.
Визит министра обороны на Филиппины стал знаковым событием, в первую очередь для наших коллег из стран АСЕАН.
Впервые министр обороны Российской Федерации принял участие в Совещании глав военных ведомств стран АСЕАН и диалоговых партнеров, так называемом «СМОА плюс».
Идеи, озвученные генералом армии Шойгу, по наращиванию совместного потенциала государств-участников, объединению усилий в борьбе с общими угрозами — прежде всего терроризмом, — укреплению мер доверия, были востребованы и встретили живой положительный отклик среди «асеановцев».
Страны региона заинтересованы налаживать с нами взаимоотношения в тех сферах, где мы обладаем значительным конкурентным потенциалом и положительным опытом. Это обеспечение морской безопасности, борьба с терроризмом и пиратством, военная медицина, разминирование и ряд других направлений.
Хорошим фундаментом для дальнейшей работы стала состоявшаяся в 2016 году в Москве встреча министра обороны с его коллегами в формате Россия — АСЕАН, которая открыла новые перспективы развития военных связей со странами «десятки». За последние два года подписан ряд важнейших двусторонних документов в военной области с Брунеем, Индонезией, Камбоджей, Мьянмой, Таиландом, Филиппинами.
Безусловно, нашими ключевыми партнерами в регионе остаются Китай и Индия.
В этом году с военными ведомствами этих стран подписали «дорожные карты» развития военного сотрудничества, которые станут основополагающими документами при планировании совместных мероприятий в военной сфере.
Хорошо этому помогают совместные учения. Например, военно-морские росийско-китайские учения «Морское взаимодействие» и российско-индийские учения «Индра». Подчеркну, что данные учения не направлены против третьих стран, а нацелены на повышение возможностей совместного противодействия региональным вызовам безопасности.
Хотел бы отдельно отметить положительные тенденции во взаимодействии с Японией, которые наметились по итогам встреч Владимира Путина и Синдзо Абэ. В этом году после длительного перерыва возобновлено проведение диалога в формате «2+2» с участием министров иностранных дел и обороны. Встреча прошла в марте в Токио. До конца года Японию должны посетить начальник Генерального штаба Валерий Герасимов и Главнокомандующий сухопутными войсками Олег Салюков.
— Уникальная инициатива Министерства обороны по проведению международного военно-технического форума «Армия» приносит свои плоды в том числе и на дипломатическом фронте, но все еще игнорируется западными странами. Кроме Китая никто из заметных игроков на рынке вооружений в форуме не участвует. Как переломить ситуацию?
— Во-первых, хотел бы отметить, что международная составляющая форума все же заметно выросла. Свои передовые разработки и технологии в сфере обороны представили свыше 75 иностранных оборонных предприятий из 14 стран, включая, например, Индию, Южную Корею, Францию и ЮАР. Семь зарубежных государств развернули на форуме национальные выставочные экспозиции.
Во вторых, нашему форуму «Армия» всего три года. Некоторые аналогичные зарубежные площадки не достигают такого уровня по номенклатуре экспонируемых вооружений и военной техники, географии участников, масштабам выставочных площадей, количеству посетителей и за десятилетия своего существования.
У российского военно-технического форума огромнейший потенциал.
Что же до игнорирования нашего форума западными партнерами, на которое вы намекаете, то могу предположить, что успех МВТФ «Армия-2017» стал в определенной степени вызовом для предприятий западного ВПК. Наш форум теперь составляет серьезную конкуренцию крупнейшим международным выставкам.
Мы приглашали на форум все страны, включая западных коллег. Мы готовы предоставить им нашу площадку для продвижения своей продукции военного назначения и демонстрации передовых технологий. Не исключаю, что западные партнеры не приехали в Россию по политическим мотивам. Надеюсь, что наступит то время, когда они все же примут активное участие в нашем форуме.
— С 2012 года Минобороны ежегодно проводит Московскую конференцию по международной безопасности. Насколько этот саммит помогает достичь взаимопонимания с зарубежными коллегами?
— Конференция проводится ежегодно уже на протяжении 6 лет. Первый форум состоялся в мае 2012 года. Тогда он был посвящен рассмотрению вопросов исключительно противоракетной обороны, а на мероприятие были приглашены около 200 участников из 50 стран: политики, военные специалисты и эксперты в области ПРО.
С тех пор расширилась не только тематика форума, на котором теперь рассматривается весь спектр ключевых проблем безопасности регионального и глобального масштаба, но и количество участников и состав представленных зарубежных государств. Так, только за последние четыре года число делегатов конференции выросло с 300 до более чем 800 человек, а количество стран-участниц увеличилось до 86.
В 2017 22 министра обороны прилетели в Москву во главе своих делегаций.
Среди участников присутствовали главы или заместители восьми крупнейших международных и представители 128 неправительственных организаций.
Собственно, эти цифры говорят сами за себя. Международное признание конференции как площадки для честного, открытого и, самое главное — профессионального обсуждения насущных вопросов обеспечения международной безопасности растет с каждым годом.
Уникальность и актуальность Московской конференции заключается в том, что она предоставляет возможность вести диалог и излагать свои взгляды на происходящие события как независимым экспертам, так и, в первую очередь, главам оборонных ведомств различных стран. С учетом проявившегося в последние годы дефицита общения между военными разных стран, это и преимущество, и один из основных практических результатов форума.
Выступления спикеров форума «разбираются» на цитаты, тщательно изучаются и широко используются как специалистами в области безопасности, так и СМИ. Не сомневаюсь, что изложенные позиции, выдвинутые новаторские идеи участников форума учитываются и используются теми должностными лицами, от которых зависит принятие серьезных решений.
Для России конференция — замечательная возможность донести свою точку зрения до всей мировой общественности, включая западные государства.
К сожалению, в последние годы оборонные ведомства этих стран делегации высокого уровня на форум не направляют, но их представители всегда находятся в зале. Пусть даже они не афишируют своего присутствия и предпочитают приходить на мероприятие в гражданском костюме, мы уверены, что наш «сигнал» доходит до «адресата». Конечно же, мы всегда готовы работать не только «на передачу», но и «на прием», предоставив трибуну нашим западным «партнерам», готовы и к прямой и откровенной дискуссии по самым острым проблемам международной безопасности.
Очередная конференция пройдет в Москве 4-5 апреля 2018 года.