Главнокомандующим Воздушно-космическими силами в ближайшее время будет назначен командующий российской группировкой в Сирии генерал-полковник Сергей Суровикин, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на два источника в Министерстве обороны России.
«Генерал-полковник Суровикин приступит к исполнению обязанностей главнокомандующего Воздушно-космическими силами с октября этого года», — пишет агентство. В военном ведомстве уточнили, что эту информацию уже довели до руководящего состава ВКС.
Слухи о том, что главнокомандующий ВКС России генерал-полковник Виктор Бондарев в ближайшее время покинет свой пост, циркулировали в СМИ уже давно. При этом военачальнике в отечественной военной авиации резко возросла аварийность полетов, рассказали источники «Газеты.Ru» среди военнослужащих. По словам собеседников издания,
количество авиакатастроф в иные годы просто зашкаливало, что дало основание российским военным авиаторам называть Бондарева самым «кровавым» главкомом за последние годы.
Ранее в некоторых изданиях рассматривались возможные кандидатуры, которые будут предложены на освобождающееся место главкома ВКС. Среди них назывались председатель научно-технического совета Минобороны генерал-лейтенант Игорь Макушев и командующий Космическими войсками генерал-полковник Александр Головко.
Генерал-полковник Суровикин при этом рассматривался как наименее возможный кандидат на замещение поста главкома ВКС. Вместе с тем якобы основным препятствием для выдвижения генерала на этот высокий пост являлось его общевойсковое происхождение.
Однако источники «Газеты.Ru», хорошо знакомые с ситуацией, оценивали шансы генерал-лейтенанты Макушева быть назначенным на пост главкома ВКС как практически нулевые. При всех своих немалых положительных достоинствах Макушев на эту высокую должность откровенно не тянет. Просто у этого военачальник нет необходимых лидерских качеств, отмечают специалисты, хорошо знакомые с генералом.
Неудобный кандидат
Значительная часть генералов и офицеров Воздушно-космических сил с большим облегчением перевела дух, когда узнала, что не состоится назначение и генерал-полковника Александра Головко. И судить подобным образом у офицеров и генералов ВКС есть все основания.
В частности, в 2001 году представители Космических войск возглавили Войска воздушно-космической обороны. Никогда ранее они отношения к этим войскам не имели и глубоко в них не разбирались.
Этот род войск для них был абсолютно незнакомым и чужим. Поэтому решения представителей Космических войск, когда они возглавляли несвойственные им соединения, были, мягко говоря, спорными.
К примеру, львиную часть финансовых средств со счетов ВКО, и об этом ранее писала «Газета.Ru», они увели на создание так называемого Программно-аппаратного комплекса воздушно-космической обороны (ПАК ВКО). Внешне он выглядит очень эффектно — дисплеи, экраны, иллюминация из многочисленных лампочек и табло, но с боевой точки зрения его эффективность если и не равна нулю, то во всяком случае сомнительна.
Сегодня в Космические войска входит 15-я армия Воздушно-космических сил особого назначения, состоящая из Главного центра разведки космической обстановки (ГЦ РКО), 153-го Главного испытательного космического центра имени Г.С. Титова (ГИКЦ) в городе Краснознаменске, 1-го Государственного испытательного космодрома Минобороны в Плесецке, Главного центра предупреждения о ракетном нападении (ГЦ ПРН), а также 28-го арсенала в Тамбове.
Все командные посты в этом роде войск заняты «космонавтами», то есть выходцами из ГИКЦ. Специалисты системы предупреждения о ракетном нападении и других структурных подразделений Космических войск в самом лучшем случае при таком положении дел могут дослужиться только до полковника. Все остальные пути для них закрыты. Во многом подобная картина сложилась из-за личных предпочтений руководящего состава этого рода войск.
Так что окажись «космонавты» во главе Воздушно-космических сил, они бы мигом переверстали весь бюджет ВКС в свою пользу и на всех ключевых постах расставили бы своих людей, как это имеет место в настоящее время в 15-й армии ВКС особого назначения.
Все остальные рода войск (сил) ВКС оказались бы на положении бедных родственников. И, надо прямо сказать, такая картина была бы характерной для любого другого генерала-специалиста, выдвинутого на должность главнокомандующего ВКС, и не только представителя Космических войск.
Компромиссная фигура
В некоторых изданиях появилась информация, что военные летчики воспримут назначение генерал-полковника Сергея Суровикина на пост главкома ВКС с раздражением. Однако в настоящее время в Воздушно-космических силах можно насчитать до девяти родов войск и семнадцать видов обеспечения.
Без всякого преувеличения сегодня это ярко выраженная межвидовая общевойсковая структура.
Как ранее писала «Газета.Ru», составные части Воздушно-космических сил представляют собой очень разные организмы. Компетенций отдельно взятого главнокомандующего (даже выходца из родов войск ВКС) с богатым опытом службы и широким кругозором при существующем порядке вещей во многих случаях будет откровенно не хватать. Летчику будут мало знакомы вопросы организации ПВО и совсем незнакомы войска ракетно-космической обороны. Неловко пилот будет чувствовать себя и, к примеру, в Главном испытательном космическом центре. Выходцу из ПВО будет явно неуютно в частях бомбардировочной, а тем более дальней авиации. А главком из «космонавтов» совсем потеряется в вопросах и проблемах авиации и войск ПВО-ПРО.
Поэтому назначение общевойскового генерала в качестве руководителя такого сложного вида Вооруженных сил, каковым сегодня являются ВКС, вполне возможно, является единственно возможным выходом из сложившейся ситуации.
Сильной стороной общевойсковых командиров является как раз то, что они все виды Вооруженных сил и рода войск рассматривают исключительно через призму эффективного выполнения поставленных боевых и оперативных задач. У них нет никаких личных предпочтений. Они не могут «неровно дышать», например, к артиллеристам, автомобилистам, специалистам радиоэлектронной борьбы или радиационной, химической и биологической защиты — для них все родные, все свои, все одинаковы и равно приближенные и предназначены в конечном счете только для одного — совместными усилиями одержать успех в вооруженном противоборстве.
В частности, в свое время войска ПВО страны, состоящие из истребительной авиации, зенитных ракетных и радиотехнических войск, длительное время возглавляли общевойсковые командиры — маршалы Сергей Бирюзов и Павел Батицкий, генерал армии Иван Третьяк. И это были, надо прямо сказать, лучшие времена для Войск противовоздушной обороны.
В частности, когда Войска ПВО возглавил генерал армии Третьяк, он сразу приказал доложить ему, как финансируются те или иные рода войск и каков при этом их вклад в решении поставленных задач в мирное и военное время. И сразу же обнаружил массу перекосов и несообразностей. Затем общевойсковой командир Третьяк сбалансировал выделение необходимых средств,
причем исходил при этом не из личных пристрастий, а исключительно из интересов дела и вклада каждого структурного подразделения в общий успех.
Ко всем родам войск Третьяк относился нейтрально и выровнял все перегибы и несуразности, которые были допущены его предшественниками-авиаторами. Его заботило только одно — безусловное выполнение поставленных перед видом Вооруженных сил боевых и оперативных задач.
Третьяк очень внимательно относился к военной науке и развитию Войск противовоздушной обороны. После него главнокомандующие Войсками ПВО, ВВС или ВКС если и вспоминали о науке, то только тогда, когда вставал вопрос об их личном благополучии или судьбе вида Вооруженных сил.
Что касается пилотов во главе ВВС (ВКС), то последним сильным и авторитетным главнокомандующим Военно-воздушными силами, похоже, был главный маршал авиации Павел Кутахов. После него равновеликих фигур в ВВС (ВКС) так и не появилось. Так что авиаторам не стоит обижаться на назначение общевойскового командира. Из пилотов за последние 25 с лишним лет так и не выдвинулся главком, сопоставимый по своим качествам и достоинствам с Кутаховым.
Задачи и полномочия
Перед новым главнокомандующим стоят масштабные задачи. По большому счету, в настоящее время Воздушно-космические силы представляют собой — и об этом ранее писала «Газета.Ru» — сборную солянку, не имеющую признаков строгой системы. Этот полуфабрикат, родившийся в обстановке ожесточенных споров и являющийся до некоторой степени компромиссом между всеми участниками дискуссии, еще весьма далек от совершенства и эффективного боевого применения по предназначению.
Для начала, наверное, надо уточнить функции главнокомандующего ВКС в мирное и военное время. До Сергея Суровикина главнокомандующий ВКС реально управлял только Дальней (ДА) и Военно-транспортной (ВТА) авиацией ВКС. Оперативные объединения вида Вооруженных сил (армии ВВС и ПВО) ему были не подчинены. Если учесть, что к тому же ДА и ВТА действуют по планам Генерального штаба, то и тут возможности главкома ВКС были весьма ограничены. Помимо этого, Генштаб контролирует и запуск космических аппаратов. Системы предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства работают практически в автономном режиме. Заказывать вооружение для вида Вооруженных сил главнокомандующий в настоящее время не может.
Так что для начала новому главкому ВКС надо разобраться со своими полномочиями, функциями и возможностями. Реальный боевой опыт очень поможет генералу Суровикину.
Побывавшие на войне люди совсем по-другому относятся к очень многим вопросам. В пользу генерала играет и его возраст — генералу Суровикину всего 50 лет.
По данным «Газеты.Ru», назначение нового главкома ВКС — далеко не последнее в ряду подобных перестановок. В ближайшее время, вполне возможно, будет назначен и новый главнокомандующий Сухопутными войсками. Во многом подобные назначения связаны с тем, что значительное число высшего офицерского состава Вооруженных сил находится в возрасте, близком к предельному нахождения на действительной военной службе. Так что волна перестановок и выдвижений в видах Вооруженных сил и центральном аппарате Минобороны попросту неизбежна.