Отряды бригадного генерала правительственных сил Сирии Аль-Хасана Сухела в настоящее время деблокировали Дейр-Эз-Зор и вышли к Евфрату. Развивая наступление, штурмовыми группами Республиканской гвардии генерала Исама Захреддина был деблокирован военный аэродром, где более тысячи военнослужащих десять месяцев находились в окружении.
В ходе операции уничтожено более 450 боевиков, 5 танков, до 40 пикапов с установленным крупнокалиберными пулеметами.
В настоящее время ведется зачистка города: боевики «Исламского государства» (ИГ, организация запрещена в России) выбиты из района Ад-Джбейля.
Отряды под руководством братьев Катарджи вели боевые действия вдоль дороги Эс-Сухне — Дейр-эз-Зор. И войдя в город с юго-западного направления, соединились с отрядами Сухела в районе площади «Панорама».
Несмотря на непрекращающиеся контратаки боевиков ИГ, в том числе с применением террористов-смертников, правительственные войска завершают разгром отрядов исламистов, которые блокировали северные и южные кварталы Дейр-эз-Зора.
Силы специальных операций Вооруженных сил России находятся на левом берегу реки Евфрат, ведут боевые действия, осуществляют корректировку артогня и целеуказания для авиации, блокируя подход подкреплений ИГ с восточного берега Евфрата.
Американцы между тем решили захватить эту зону восточнее реки Евфрат. В этих целях подконтрольные им части и подразделения СДС (Сирийские демократические силы, в основном укомплектованы курдами) начали наступление на этом направлении. При этом они почему-то решили, что могут в этом районе действовать, как угодно.
Российские военные ясно сказали американцам – 30-километровая зона вокруг Дейр-эз-Зора — беспилотная. Плюс очертили им 30 км полосу вдоль левого берега Евфрата и продлили ее на север до границы Ирака и запретили в этом районе действия американских военных и подконтрольных им сил.
Однако части и подразделения СДС все же двинулись в южном направлении. По ним со стороны проправительственных сил был открыт предупредительный огонь, примерно на расстоянии 6 км от передовых отрядов СДС.
В дальнейшем СДС убрали свои войска из запретных для них зон. Во-первых, это сирийская территория, а во-вторых, там действуют российские силы специальных операций, и американские удары по этой территории могут создать угрозу для безопасности наших военнослужащих.
Подземный город ИГ
Сирийскими правительственными войсками завершен разгром основных сил группировки ИГ в районе города Акербат. С взятием этого города террористам перекрыты оставшиеся пути для перегруппировок бандгрупп, доставки им боеприпасов и материальных средств.
В настоящее время ведется операция по зачистке местности от бандформирований ИГ в районах к западу и северу от Акербата. По всей видимости, она будет продолжаться не меньше недели.
В этом городе проправительственные войска столкнулись с определенными трудностями. Фактически Акербат представляет собой два города. Один находится на поверхности земли, второй — под землей. Там располагаются многочисленные склады террористов «Исламского государства» с самого разного рода материальными средствами — оружием, боеприпасами, горючими и смазочными материалами, складами по видам обеспечения.
По сути дела, подземный Акербат являлся тыловой базой фронта для многочисленных террористических формирований. Он же представлял собой своеобразный перевалочный пункт для подразделений и частей ИГ и перекресток маршрутов их передислокации и выдвижения в районы боевых действий.
Захват Акербата, без всякого преувеличения, представлял собой одну из важнейших целей операции проправительственных сил. С овладением этим городом полностью перерубались все пути снабжения террористических формирований материальными средствами, и они вынуждены в настоящее время действовать в отрыве от централизованного снабжения.
В ходе упорных боев в течение последней недели в районе Акербата были освобождены еще восемь населенных пунктов (Масъяде, Масъуд, Мазаат-абу-Дали, Хамиде-Эль-Омар, Халед-Хилаль, Эль-Хрейдже, Расм-Хамиде, Абу-Катур). Это позволило правительственным войскам расчленить группировку ИГИЛ и приступить к ее разгрому по частям.
Деблокада Дэйр-эз-Зора и уничтожение группировки ИГ, осаждающей город, фактически означает сокрушение ИГ и конец организованной борьбы террористических формирований в этой части Сирии. Бои в Ракке и ее окрестностях, которые ведутся более четырех месяцев, по сравнению с борьбой вокруг Дэйр-эз-Зора, означают боестолкновения местного значения, не оказывающих существенного влияния на ход и исход вооруженной борьбы в Сирии.
Сирийские герои
При описании боевых действий в Сирийской Республике обычно говорят — сирийские войска при поддержке ВКС России продвинулись, освободили, разгромили и т.д. При этом как-то зачастую забывают упомянуть, кто же является основным разработчиком замыслов операций и боевых действий, кто непосредственно руководит вооруженной борьбой в Сирийской Арабской Республике.
На самом деле исключительная роль в этом вопросе принадлежит Генеральному штабу Вооруженных сил Российской Федерации, а также российским генералам и офицерам, непосредственно находящимся в зоне боевых действий.
В частности, описывается, как в ходе боевых действий по деблокаде Дейр-Эз-Зора отличились отряды под руководством братьев Катарджи.
Однако на самом деле на этом направлении боевыми действиями руководит генерал-майор Рустам Мурадов, до командировки в Сирию — начальник штаба одной из общевойсковых армий.
Отряды под его командованием в течение двух недель пробивались от Эс-Сухне до Дейр-Эз-Зора, преодолевая ожесточенное сопротивление противника. В сутки они преодолевали по 15-20 км, а в иные дни — и до 30 км.
Севернее Дейр-эз-Зора действовали отряды бригадного генерала Сухела. В СМИ обычно подчеркивается большой личный вклад в победу этого сирийского военачальника и его лидерские качества.
Вместе с тем и на этом направлении боевыми действиями фактически руководит российский военачальник — генерал-майор Андрей Иванаев, до командировки в Сирию заместитель командующего одной из общевойсковых армий.
В боях под Дейр-эз-Зором ярко проявили себя оба российских генерала. Под общим руководством командующего российской группировкой в Сирии генерал-полковника Сергея Суровикина они разработали замысел операции по деблокаде этого сирийского города.
Мурадов и Иванаев не только руководили войсками со своих командных пунктов, но и когда надо воодушевляли подчиненных личным примером и проявляли в ходе боевых действий большое личное мужество.
Любую группировку войск, действующую практически на любом направлении в Сирии, возглавляет российский генерал. А советнический аппарат от российской армии присутствует практически в каждом сирийском батальоне (артиллерийском дивизионе). Именно этому фактору во многом обязаны своими победами вооруженные силы Сирийской Арабской Республики в ходе вооруженного противостояния в этой республике.