Крупнейшие со времен «холодной войны» российские военные учения в Европе «Запад-2017» начнутся более чем через две недели, однако уже сейчас вызывают опасения у восточноевропейских стран, пишет газета Financial Times.
Стратегические учения российских и белорусских вооруженных сил «Запад-2017» пройдут 14–20 сентября в Калининградской области, а также на территории Белоруссии. Граничащая с ней Украина опасается, что Россия может использовать учения для создания ударных сил с целью «военного вторжения» на ее территорию. Аналогичные опасения высказывают и входящие в НАТО бывшие советские прибалтийские республики — Латвия, Эстония и Литва.
В Польше, которая тоже граничит с Белоруссией, также опасаются маневров: в Варшаве полагают, что Россия после завершения учений может оставить в Белоруссии часть войск и военной техники. «Россия неоднократно использовала такие ситуации для достижения своих политических целей. Поэтому, если анализировать политику России в последние годы, опасения обоснованы. Одна из возможностей, которую мы принимаем во внимание, — это невыведение всех подразделений и всей военной техники из Белоруссии», — заявил в эфире «Польского радио» заместитель министра национальной обороны Польши Михал Дворчик.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко заверил, что предстоящие учения вблизи границ Украины не превратятся в «подготовку плацдарма для вторжения на Украину», рассказал в апреле этого года глава Украины Петр Порошенко.
«У меня нет сомнений в исключительно добрых намерениях Беларуси. Но она находится в союзнических отношениях с Россией, а к Москве доверия отнюдь нет», — цитирует Порошенко агентство УНИАН.
Аналогичного мнения придерживается командующий армией США в Европе Бен Ходжес. Он считает, что учения «Запад-2017» могут стать «троянским конем», который позволит Москве перебросить в Белоруссию российские войска и технику, а затем их там оставить.
Кроме того, у Запада вызывает вопросы численность военнослужащих, которые будут задействованы в учениях. В Москве заявили, что к маневрам будут привлечены до 12,7 тыс. военных (7,2 тыс. — от Белоруссии, 5,5 тыс. — от России), а также около 70 самолетов и вертолетов, до 680 единиц боевой техники, в том числе около 250 танков, около 200 орудий, реактивных систем залпового огня и минометов, а также до 10 кораблей.
Вместе с тем, по оценкам западных чиновников, основанным на данных о подготовке к учениям, в них будут задействованы более 100 тыс. военнослужащих. Независимый российский военный аналитик Александр Гольц отметил в разговоре с FT, что именно такое количество военнослужащих было задействовано во время предыдущих подобных учений.
Российский МИД, в свою очередь, опроверг утверждения западных СМИ о том, что Москва намеренно занижает численность задействованных в учениях войск.
«Совместные стратегические учения вооруженных сил Российской Федерации и Республики Беларусь «Запад-2017» носят исключительно оборонительный характер. Общая численность личного состава и боевой техники не превышает уровень, подлежащий обязательному наблюдению за определенными видами военной деятельности, установленный Венским документом 2011 года», — заявили в российском внешнеполитическом ведомстве на прошлой неделе.
По мнению Гольца, Москва занижает численность войск, манипулируя тем самым международными соглашениями, согласно которым на любые учения, в которых задействованы более 13 тыс. человек, должны быть в обязательном порядке приглашены иностранные наблюдатели.
При этом в НАТО не отрицают, что страны – члены альянса получили приглашения на учения в качестве наблюдателей. «Именно в этот раз у НАТО нет никакой информации, что нечто страшное может произойти. Тем более что Белоруссия, а затем и Россия пригласили наших наблюдателей. Мы это только приветствуем — это лишь повышает уровень доверия», — отметил в интервью изданию Delfi посол Латвии в НАТО Индулис Берзиньш.
В марте этого года Лукашенко отмечал, что Белоруссия пригласит на учения «всех желающих» и учения будут носить «исключительно оборонительный характер». «Ни мы, ни Российская Федерация не собираемся в этом направлении не то что на кого-то наступать, мы не собираемся кого бы то ни было провоцировать здесь. Ни в коем случае. Мы на всякий случай готовимся обеспечить свою безопасность в любой ситуации», — сказал он.