На официальном сайте Минобороны России к 25-й годовщине со дня начала первой миротворческой операции российских Вооруженных сил были опубликованы архивные документы по урегулированию конфликта на территории Южной Осетии в 1991–1993 годах. Среди опубликованных документов — докладные записки, ежедневные оперативные сводки, доклады, справки, протоколы заседаний комиссий, переписка должностных лиц.
Среди них также копии отчетов о работе смешанной контрольной комиссии (СКК) по стабилизации обстановки в зоне грузино-осетинского конфликта, сопредседателем которой с российской стороны был Сергей Шойгу
— на тот момент председатель Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Грузино-осетинский конфликт стал одной из нескольких наиболее кровопролитных войн на постсоветском пространстве. Совет народных депутатов Юго-Осетинской автономной области 10 ноября 1989 года принял решение о создании автономии в составе Грузинской ССР. Президиум Верховного Совета Грузии признал решение парламента Южной Осетии незаконным.
Сторонники отделения Осетии организовали митинг в Цхинвале. Попытка грузинских властей пресечь эти акции закончилась вооруженными столкновениями митингующих с милицией. Кроме того, к Цхинвалу выдвинулись противники отделения Осетии, которых под националистическими лозунгами собирали лидеры грузинского национального движения. Первую вспышку конфликта, унесшую жизнь пока только нескольких человек, удалось погасить путем переговоров только весной 1990 года.
20 сентября 1990 года Совет народных депутатов ЮОАО провозгласил создание Юго-Осетинской Советской Демократической Республики. 10 декабря Верховный Совет Грузии принял решение об упразднении ЮОАО. Конфликт разгорелся с новой силой. В январе 1991 года вспыхнули полноценные боевые действия с участием отрядов МВД Грузии и осетинских боевиков. Сторонами применялись бронетехника и артиллерия.
Потерпев неудачу в силовом решении конфликта, власти Грузии установили блокаду Южной Осетии. 1 февраля 1991 года было отключено энергоснабжение Цхинвала. По версии осетинской стороны, это привело к жертвам от холодов среди стариков и детей. Кроме того, в феврале грузинские войска блокировали Транскавказскую автомагистраль, по которой в Цхинвал поступало продовольствие.
В течение всего 1991 года продолжались периодические вооруженные столкновения. Грузинская милиция и национальная гвардия контролировали стратегические высоты вокруг Цхинвала и обстреливали город. Начался поток беженцев из зоны конфликта на российскую территорию, в первую очередь в Северную Осетию. Беженцы, которым приходилось пересекать территории, контролируемые грузинскими силами, подвергались вооруженным нападениям. В Южной Осетии сложилась катастрофическая гуманитарная ситуация.
В день официально зафиксированного распада СССР, 21 декабря 1991 года, Верховный Совет Республики Южная Осетия принял Декларацию о независимости.
К концу 1991 года гражданская война уже разгоралась в самой Грузии, где свергли президента Звиада Гамсахурдиа, что на определенное время отвлекло внимание грузинских властей от Южной Осетии.
Очередной виток грузино-осетинского конфликта весной 1992 года спровоцировало уже новое грузинское руководство во главе с Эдуардом Шеварднадзе. К середине июня грузинские отряды вплотную подошли к Цхинвалу, что создавало угрозу захвата города и массовых этнических чисток.
Президент России Борис Ельцин в это время находился с визитом в США.
Вице-президент России Александр Руцкой отдал приказ о нанесении авиаударов по грузинской группировке, обстреливавшей Цхинвал, и пригрозил Шеварднадзе бомбардировкой Тбилиси.
Активные боевые действия прекратились, а 24 июня Борис Ельцин и Эдуард Шеварднадзе при участии представителей Северной Осетии и Южной Осетии подписали Сочинское соглашение о прекращении огня.
Боевые действия превратились в одиночные огневые стычки. Была образована Смешанная контрольная комиссия (СКК), которая была призвана осуществлять контроль за поддержанием мира в Южной Осетии. На сопредседателей СКК министра обороны Грузии Тенгиза Китовани, председателя совета министров Северной Осетии Сергея Хетагурова и Шойгу от России возлагалась ответственность за все действия миротворческих сил.
Зоной конфликта была объявлена местность в радиусе 15 км от центра Цхинвала. Коридором безопасности — полоса шириной 14 км (по 7 км в каждую сторону) вдоль административной границы бывшей Юго-Осетинской автономной области. Войска миротворцев располагались вне населенных пунктов в палаточных городках.
В июле 1992 года на основании Соглашения об основных принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта, подписанного лидерами России, Грузии, Северной и Южной Осетии, в зону противостояния вошли российские миротворцы в составе Смешанных сил по поддержанию мира. В них на паритетной основе также входили два национальных батальона, представляющих осетинскую и грузинскую стороны.
Российские десантники заняли позиции на линиях Приси — Ередви — Дмениси, Тамарашени — Кехви — Угарданта и Квемо — Никози. Грузинские миротворцы расположились на участке Кере — Пхвениси — Брети, осетинские — Хетагурово — Дэвилети — Знаури.
«Сейчас все очень конкретно. Конкретно настолько, что у нас определены даты, количество войск, боеприпасов, выдаваемых каждому батальону, количество резервов, техники, авиации, количество наблюдателей, — комментировал в 1992 году Шойгу договоренности газете «Красная звезда».
— Ввод миротворческих сил в Южную Осетию планировали не на 14 июля, а до 14-го. Хотим, чтобы это были действительно миротворческие силы — тщательно отобранные, проверенные со всех сторон — с грузинской, российской и осетинской. Сейчас большая группа работает здесь по экономическому восстановлению Южной Осетии, возвращению беженцев».
Заместитель министра обороны России, генерал-полковник Георгий Кондратьев перед вводом миротворческих сил рассказывал изданию, что накануне прошло трехстороннее совещание командиров российских, грузинских и осетинских подразделений. Миротворческим силам разрешалось проводить проверку документов, досмотр транспортных средств, а также предоставлено право отвечать огнем на огонь.
По мнению нынешнего президента Южной Осетии Анатолия Бибилова, который выступил в Цхинвале перед бойцами 4-й российской военной базы, Россия «не дала уничтожить народ Южной Осетии».
«Стратегическое партнерство с Российской Федерацией никому больше не даст возможность подумать о силовом решении вопросов, характерном для стран, которые в своей работе, в своей деятельности избрали фашистские настроения. Здесь будет мир, и этот мир мы с вами будем беречь», — цитирует Бибилова департамент информации и массовых коммуникаций Минобороны России.
Россия разработала уникальный миротворческий формат, который доказал свою эффективность в Южной Осетии и Приднестровье, и был признан удачным ОБСЕ, объяснил в пятницу журналистам посол России в Южной Осетии Марат Кулахметов.
По его словам, такой формат на постсоветском пространстве был оптимальным решением, и такой же формат до сих пор эффективно действует в Приднестровье.
Трехсторонний контингент миротворцев выполнял миссию до августа 2008 года. В ночь на 8 августа 2008 года Грузия под руководством президента Михаила Саакашвили вновь предприняла попытку вооруженного давления на Южную Осетию, после чего Россия, для защиты мирного населения и самих миротворцев, ввела на территорию еще не признанной республики свои войска.
В результате пятидневной войны погибли более тысячи человек, из которых 72 — российские военнослужащие. 26 августа 2008 года Россия признала независимость Южной Осетии, в 2009 году в стране была сформирована 4-я российская военная база.
«Опыт миротворческой операции, которой руководил нынешний министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу, был в дальнейшем успешно использован в урегулировании других конфликтов, — подчеркивают в российском Минобороны. — Российские миротворцы остановили кровопролитие, предотвратив развитие гуманитарной катастрофы и гибель мирного населения».