Самолет ВВС США сбил иранский военный беспилотник на юге Сирии днем 20 июня 2017 года. По сообщению Пентагона, принадлежащий сирийским проправительственным силам дрон был оснащен вооружением и с его помощью планировалось нанести удар по антитеррористической коалиции, возглавляемой США, передает американский телеканал Fox News.
БПЛА Shaheed-129 UAV был сбит американским истребителем-бомбардировщиком McDonnell Douglas F-15E Strike Eagle около 12.30 по местному времени (совпадает с московским временем) в районе города Ат-Танф около границы с Иорданией. Согласно заявлению командования коалиции, атака на дрон была осуществлена тогда, когда военные точно поняли «враждебность намерений» беспилотника.
Вечером 18 июня 2017 года в 18.43 американская коалиция сообщала, что сирийский истребитель-бомбардировщик Су-22 начал сбрасывать бомбы на солдат сирийской оппозиции. После этого «в рамках обеспечения безопасности партнеров США» он был сбит американским палубным истребителем-бомбардировщиком F/A-18E Super Hornet.
Вскоре телеканал ABC News опубликовал в твиттере заявление центрального командования США. В нем говорится, что истребитель Су-22 армии Сирии был сбит «в целях защиты партнеров коалиции, сражавшихся на земле».
Под ними подразумеваются солдаты «Сирийских демократических сил», которые сражались с террористами вблизи города Табка к западу от Ракки.
Как сообщало агентство SANA, генеральное командование Сирии посчитало, что такие действия коалиции показывают «реальное отношение США к поддержке терроризма». Официальный Дамаск отметил, что их истребитель участвовал в операции против запрещенной в России террористической организации «Исламское государство» (организация запрещена в России), которую проводили в регионе силы ополчения и правительственная армия.
«Атака говорит о том, что США и ИГ координируют свои действия и что у Вашингтона есть злой умысел в контроле терроризма и его финансировании для проведения проекта США и Израиля в регионе», — указывалось в заявлении сирийской армии.
Позже появилось заявление центрального командования США о том, что возглавляемая США коалиция связалась по поводу данного происшествия с российскими военными. В коалиции также отметили, что «не ищут конфликта с сирийским режимом, российскими или поддерживающими режим силами», но будут защищать своих партнеров. В Совете Федерации незамедлительно отреагировали на это.
«Сбив сирийский Су-22 в небе над Раккой, США осуществили новый акт войны против Сирии. Какая «оборона»? Ракка — сирийский город, не американский», — написал сенатор Алексей Пушков.
На следующий день российское Министерство обороны сообщило о том, что с 19 июня прекращается взаимодействие с США по предотвращению инцидентов в воздушном пространстве Сирии.
«В районах выполнения боевых задач российской авиацией в небе Сирии любые воздушные объекты, включая самолеты и беспилотные аппараты международной коалиции, обнаруженные западнее реки Евфрат, будут приниматься на сопровождение российскими наземными и воздушными средствами противовоздушной обороны в качестве воздушных целей», — предупредили в военном ведомстве.
Западные СМИ назвали это заявление Москвы «прямой угрозой» американским военным в Сирии. Вскоре пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что в Кремле озабочены действиями коалиции в Сирии. Он также сказал, что оставляет без комментариев вопрос о том, насколько вероятно прямое столкновение военных России и США на Ближнем Востоке.
После этого на американских интернет-ресурсах появились сообщения о том, что государственный секретарь США Рекс Тиллерсон подготовил новый план нормализации отношений с Россией. В нем говорится о необходимости убедить Москву воздержаться от «агрессивных действий против США». В противном случае Вашингтон будет отвечать на агрессию Москвы.
Также указывается на необходимость общения с российской стороной по вопросам, представляющим стратегические интересы для США. В частности, к таким вопросам относится разрешение международных проблем, связанных с КНДР, Сирией и кибербезопасностью. Кроме того, в документе подчеркивается важность поддержания стратегической стабильности с Россией. В этом пункте речь прежде всего идет о ядерном оружии.