Заместитель министра обороны России Юрий Борисов 25 мая 2017 года на выставке вертолетной индустрии HeliRussia 2017 сообщил о том, что первый российский вертолетоносец появится к 2022 году.
«Цикл строительства вертолетоносца — это минимум четыре года, да, где-то к 2022 году», — сказал он.
По словам военного, к 2025 году должен будет совершить первый полет новый скоростной военный вертолет.
«У нас в планах новой госпрограммы вооружения на 2018–2025 годы запланирована научно-исследовательская разработка с переходом в опытно-конструкторскую разработку, и на рубеже этой ГПВ мы собираемся поднять в воздух скоростную машину», — сказал он.
По его словам, уже определены технические требования к ней, и сейчас совместно с компанией «Вертолеты России» уточняются нюансы проекта.
«Мы запланировали эту работу и будем ее реализовывать», — резюмировал Борисов.
О необходимости строительства отечественных вертолетоносцев перед руководством страны ходатайствовали руководители Генштаба во главе с заместителем начальника по ВМФ адмиралом Николаем Амелько еще в 1980 году. Легкие и сравнительно дешевые противолодочные вертолетоносцы могли создаваться по упрощенным требованиям на базе корпусов и механизмов гражданских судов вместо тяжелых авианесущих крейсеров.
Этой группе военачальников удалось добиться включения в программу военного кораблестроения на 1981–1990 годы постройки двух таких кораблей на Черноморском судостроительном заводе непосредственно после тяжелого авианесущего крейсера «Баку» и вместо ТАВКР проекта 1143.5.
Однако при этом Генштаб расширил круг боевых задач, которые предстояло решать вертолетоносцам, что привело к необходимости пересмотра выданного тактико-технического задания. В новом варианте десантные вертолетоносцы уже не могли строиться на базе гражданских судов и по стоимости приближались к ТАВКР. С помощью этих аргументов командованию ВМФ и руководству Минсудпрома удалось убедить правительство в нецелесообразности постройки вертолетоносцев.
Церемония передачи Египту первого из двух десантных вертолетоносцев класса «Мистраль», построенных для России на французской верфи STX во французском городе Сен-Назер, состоялась год назад — 2 июня.
История с вертолетоносцами «Мистраль» длилась в общей сложности пять лет — с тех пор как в 2011 году Анатолий Сердюков, бывший тогда министром обороны России, решил заказать у французской верфи огромные десантные корабли-вертолетоносцы. Контракт на строительство пары кораблей-доков для ВМФ России был подписан в июне 2011 года между французской DCNS/STX и российским спецэкспортером вооружений — «Рособоронэкспортом».
Стоимость его составила €1,2 млрд. Вертолетоносцы должны были войти в состав Тихоокеанского флота ВМФ России.
Универсальный десантный вертолетоносный корабль-док класса «Мистраль» способен развивать скорость более 18 узлов и совершать походы дальностью до 20 тыс. миль. Он имеет длину 199 м. Осадка при водоизмещении 22,6 тыс. тонн — 6,42 м. Экипаж корабля — 177 человек, плюс он имеет возможность перевозить на борту 480 человек. Авиагруппа включает 16 вертолетов, шесть из них могут одновременно размещаться на взлетной палубе.
Два вертолетоносца типа «Мистраль» — «Владивосток» и «Севастополь» — были построены по контракту с Россией, и передача первого УДК «Владивосток» должна была состояться осенью 2014 года, а второго, «Севастополя», — осенью 2015 года. Но президент Франции 25 ноября 2014 года принял решение приостановить поставку кораблей России по геополитическим причинам — из-за событий на юго-востоке Украины.
Замминистра обороны России по вооружениям Юрий Борисов тогда заявил, что Россия будет ждать окончательного решения Парижа и не будет выдвигать претензий, а лишь действовать в строгом соответствии с контрактом. Долгое время в DCNS утверждали, что США и политика санкций против России не помешают строительству и передаче «Мистралей».
Расторжение контракта последовало лишь через девять месяцев — в августе 2015 года Москва и Париж официально заявили: тема «Мистраля» закрыта. Пресс-служба Кремля 5 августа сообщила: «Президент Российской Федерации и президент Французской Республики приняли совместное решение о прекращении действия контракта на строительство и поставку двух десантно-вертолетных кораблей-доков типа «Мистраль», подписанного в июне 2011 года».
По итогам соглашения Россия должна полностью получить возмещение сумм, заплаченных авансом в рамках контракта. Выплаты по расторжению договора составили около €950 млн. Как поясняли в Минпромторге и «Рособоронэкспорте», оказалось, что в рублевом эквиваленте Россия получила почти вдвое больше суммы, выплаченной авансом за корабли: на руку сыграл обвал рубля.
Россия должна была одобрить перепродажу «Мистралей» Францией третьей стороне. Перед передачей новым владельцам с кораблей необходимо было снять все российское оборудование, в частности системы связи.