Дизельный двигатель фрегата «Гетман Сагайдачный» украинских военно-морских сил вышел из строя сразу после ремонта, который был проведен в рамках государственного оборонного заказа. Об этом сообщается на сайте генпрокуратуры Украины.
По факту поломки двигателя украинская военная прокуратура подала в суд на компанию-подрядчика, выполнявшую ремонтные работы.
Надзорное ведомство требует взыскать с предприятия штраф в размере 668 тыс. гривен (более 1,45 млн рублей) за то, что оно не устранило дефекты двигателя в течение согласованного срока ремонта.
Как уточняется в сообщении, военная прокуратура обратилась в суд «с целью устранения нарушений закона» и «учитывая возможные негативные последствия» для украинских ВМС.
Название фирмы-подрядчика генпрокуратура не называет.
«Гетмана Сагайдачного» отправили на техосмотр в плавучий док Черноморского судоремонтного завода в середине мая. На ремонт военного корабля было выделено 14,5 млн гривен из госбюджета, сообщает украинский «5 канал». В ходе ремонтных работ кораблю должны были почистить и покрасить корпус, а также заменить бортовую арматуру.
Как отмечается, ремонт корабля имел плановый характер. В Черноморске фрегат проходил техосмотр впервые. Для поддержания боеспособности корабля плановые ремонтные работы на нем следует проводить каждые два года, однако «Гетман Сагайдачный» последний раз ремонтировался в конце 2012 года.
Следующий плановый техосмотр корабля был запланирован на конец 2014 года, однако тогда его помешали провести вхождение Крыма в состав России и последовавшие за этим события, пишет украинское издание «Думская».
Тендер на проведение планового ремонта фрегата был объявлен в декабре прошлого года. В середине февраля стало известно, что его победителем стал киевский судостроительный завод «Ленинская кузница», принадлежащий президенту Украины Петру Порошенко.
Моряки занимались подготовкой к ремонту корабля всю осень: выявляли имеющиеся на судне дефекты и вносили их в перечень предстоящих работ. Помимо ремонта фрегат планировалось также модернизировать: на это украинское правительство выделило 91 млн гривен. В рамках модернизации на него должны были установить новую систему управления огнем, радиолокационную станцию и артиллерийскую установку. Источники «Думской» также не исключали, что на фрегат установят новое ракетное вооружение, в том числе и противокорабельное.
Дизельный двигатель на корабле этого типа, в той комплектации, в которой корабль был изначально предназначен для пограничников, используется для жизнеобеспечения фрегата, объяснил экс-начальник главного штаба ВМФ адмирал Виктор Кравченко.
«Для дачи хода этот двигатель не используется. В этих целях применяется ГТУ — газотурбинная установка. Пока слишком мало данных, чтобы сформулировать какую-либо правдоподобную версию случившегося на этом корабле. Но, как правило, причины могут быть только две: первая — некачественный ремонт, вторая — ошибки личного состава в ходе эксплуатации силовой установки, которые привели к ее выводу из строя. Пока не исключена ни первая, ни вторая версия. Лучше бы, конечно, чтобы ремонт этого фрегата был сделан в Севастополе. Там это было бы сделано гораздо более квалифицированно. Но в настоящее время это невозможно по политическим причинам», — объяснил Кравченко.
После заводского ремонта проходят ходовые испытания корабля, на которых должны присутствовать представители предприятия, уточняет экс-командующий Балтийским флотом адмирал Владимир Валуев.
«Они и должны передать корабль флоту в исправном состоянии с подписанием соответствующих документов. Если этого не было, можно предполагать некачественный ремонт фрегата на заводе. Но только предполагать, поскольку достоверной информации пока мало, чтобы делать какие-либо исчерпывающие выводы», — объяснил Валуев.
«Гетман Сагайдачный» вошел в состав военно-морских сил Украины в 1993 году и на данный момент является самым большим военным кораблем страны. Длина фрегата составляет 123 м, ширина — 14,2 м, осадка — 4,7 м. Экипаж корабля насчитывает почти 200 человек.
На вооружении у корабля состоят вертолет Ка-27ПС, 100-мм артиллерийская установка АУАК-100, две шестиствольных 30-мм зенитных артустановки АУ АК-630М, сдвоенная ракетная пусковая установка ЗИФ-122 ЗРК «Оса-МА2» с 20 управляемыми ракетами, два реактивных бомбомета РБУ-6000 «Смерч-2» с 12 радиально расположенными стволами и 96 глубинными бомбами РГБ-60, два четырехтрубных 533-мм торпедных аппарата и 22 мины заграждения.
Корабль неоднократно участвовал в антитеррористических и антипиратских операциях за пределами Украины.
В 2014 году «Гетман Сагайдачный» начал патрулировать Аденский залив в рамках операции «Аталанта», проводимой ЕС с целью борьбы с морскими пиратами.
Кроме того, фрегат принимает участие в учениях, проводимых по стандартам НАТО. В начале апреля Украина и Турция провели в Черном море совместные тренировки Passex, в которых были задействованы «Гетман Сагайдачный», а также фрегат TCG Salihreis и корвет TCG Bartin турецких ВМС.