Следствие проверяет на причастность к взрыву в Петербурге в качестве заказчика лидера воюющей в Сирии группировки «Таухид валь-Джихад» — ошского узбека, известного под именем Абу Салах аль-Узбеки, рассказал «Газете.Ru» собеседник в правоохранительных органах.
Накануне директор ФСБ Александр Бортников, отвечая на вопросы журналистов, заявил, что «заказчик» теракта «практически установлен».
«Да, да, установлен», — уточнил Бортников.
«Все, что было официально предъявлено [по уголовному делу], свидетельствует о подготовке террористами того акта, который произошел в питерском метрополитене. Будем постепенно вводить вас в курс дела», — добавил директор ФСБ.
Официально ни СК, ни ФСБ пока так и не назвали заказчика. Однако ранее о возможной причастности к теракту «Таухид валь-Джихад» сообщало издание «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в следствии. По данным издания, такую информацию следователи получили от коллег из Комитета национальной безопасности Киргизии. Официально в этом ведомстве расследование не комментируют, ссылаясь на то, что теракт совершил российский гражданин на территории России.
При этом до сих пор ни одна террористическая группировка не взяла на себя ответственность за взрыв в метро, хотя, например, запрещенное в России «Исламское государство» оперативно подтвердило свою причастность к нападениям на полицейских в Астрахани и воинскую часть Росгвардии в Чечне.
Водитель «Газели» из Петербурга
Об Абу Салахе известно немного. Собеседники в правоохранительных органах не смогли назвать его настоящее имя. Некоторые детали его биографии смог прояснить осужденный Московским окружным военным судом в феврале 2017 года 19-летний Исломжон Захидов, который также родом из киргизского Оша. Как рассказал «Газете.Ru» адвокат Захидова Юрий Виноградов, его подзащитного еще в несовершеннолетнем возрасте втянул в террористическую деятельность отец — 37-летний Садыкжон Захидов.
«Допрашивали моего клиента очень много. Состоялись десятки допросов. Вначале были общие допросы, а потом детальные по каким-то отдельным вопросам и эпизодам, — рассказал «Газете.Ru» Юрий Виноградов. — Так что он довольно подробно рассказывал и про отца, и про взаимоотношения с его другом Абу Салахом. И про то, как они там в Сирии жили, как воевали, и про подробности жизни в России. То есть по всем этим вопросам были даны очень подробные показания».
По словам Виноградова, следователей на тот момент больше интересовала деятельность отца Исломжона, но и про человека по имени Абу Салах они также задавали много вопросов.
«Отец Захидова был предпринимателем, у него были точки на рынке. Товар возили из Москвы на «Газелях». Вот с одним из водителей, который представлялся как Абу Салах, отец Исломжона сдружился и дал ему несколько тысяч долларов на учебу в медресе. Потом он туда же и сына своего отправил, — рассказывает Виноградов. — Когда же Абу Салах стал в Сирии эмиром и большим полевым командиром, то Захидов-старший стал одним из его ближайших помощников. Я сейчас рассказываю все в общих чертах, но тогда следователей интересовала любая, даже самая мелкая подробность об этих людях».
Ранее издание «Лента.Ру» рассказывало, что по делу Захидова были проведены уникальные экспертизы. Его одежду и сумку буквально пропылесосили и обнаружили микроны цветков гибискуса, кедра, каких-то других растений, следы пороха, дыма и вычислили его местонахождение.
В 2008-м, за два года до межэтнических столкновений между киргизами и нацменьшинствами, проживающими в регионе, будущий боевик уехал в десятилетнем возрасте вместе с отцом в Сыктывкар. Вместе с ними в Россию переехала и 12-летняя сестра Зарифахон Захидова. С женой в Киргизии Захидов-старший развелся, потому что она не разделяла его религиозных взглядов. Уже в Коми мигрант нашел новую жену — религиозную мусульманку и устроился дальнобойщиком: возить товар на микроавтобусе из Москвы в Сыктывкар.
Согласно показаниям осужденного Захидова-младшего, его отец дал будущему полевому командиру две тысячи долларов на обучение в Дамаске.
14-летний Исломжон в 2011 году получил российский паспорт и уехал от отца к матери, которая перебралась из Киргизии во Владивосток и работала там продавщицей. Но через полтора года подросток по требованию отца вернулся в Сыктывкар и в январе 2013 года отправился на учебу в медресе в Каир, где училось много выходцев из Киргизии и Узбекистана. Некоторые из них агитировали однокурсников ехать воевать в Сирию, но молодой человек, овладев арабским, решил поступать в престижный духовный Университет аль-Азхар.
Планам помешал военный переворот в июле 2013 года, который сверг религиозного президента Мухаммеда Мурси. В стране вновь возникли беспорядки. К сыну прилетел Захидов-старший. Их вместе задержали во время комендантского часа и депортировали в Киргизию, откуда они вернулись в Сыктывкар. Но глава семьи решил вывести своих близких в Иорданию, а затем в Стамбул. Исломжон снова вернулся к матери во Владивосток, но через какое-то время отец опять выманил его под предлогом женитьбы в Турцию.
В итоге в начале 2015 года 17-летний Исломжон Захидов, его отец, мачеха и три сестры — родная и две сводные нелегально перебралась из Турции в Сирию. Там юноша прошел подготовку в лагере боевиков запрещенной в России «Джебхат ан-Нусры» в пригороде сирийского города Алеппо. Боевик стоял на посту, охраняя границы территории группировки с автоматом Калашникова и ручными гранатами. Его отец получил престижную работу — водовоза в «Таухид валь-Джихад».
Захидов-младший воевал возле сирийских городов Идлиб, Бынныш, Кырмыт, Мысыбын, в перерывах между боями обучался вождению танка.
В 2016 году 18-летний боевик пытался дезертировать и уехать жить к матери, но отец его вернул, и Исломжон провел месяц в джихадистской тюрьме. Для следующего побега он продал свой мотоцикл и на вырученные 350 долларов нанял проводника до турецко-сирийской границы. Из Турции его депортировали в Москву, где молодой человек был задержан сотрудниками ФСБ прямо в аэропорту Шереметьево.
Захидов не стал сообщать спецслужбам о своем участии в вооруженном конфликте на стороне джихадистов, и его отпустили, отправив к матери. Последняя к тому моменту жила уже в Петербурге. Но через несколько дней против него все-таки возбудили уголовное дело и задержали.
Из Кореи в Сирию и назад в Одинцово
В начале недели по подозрению в организации теракта в Петербурге в подмосковном Одинцово был задержан этнический узбек из киргизского города Джалалабад Аброр Азимов, получивший российское гражданство. По данным издания «Фонтанка», в 2016 году он вернулся в Россию после поездки в Турцию. Обратный его маршрут пролегал через корейский Сеул.
Как выяснила «Газета.Ru», с Сеулом и Одинцово был связан еще один ранее осужденный выходец из Оша и боевик «Таухид валь-Джихад».
В мае 2016 года в Магнитогорске Челябинской области за участие в незаконном вооруженном формировании на территории Сирии был осужден 30-летний уроженец Карасуйского района Ошской области Акмал Нуреддинов. Получив российское гражданство, он проживал в России вместе с родителями, перебиваясь случайными заработками. Согласно материалам дела следственного отдела управления ФСБ по Челябинской области, летом 2014 года он уехал на работу в Южную Корею, где познакомился с «не установленным следствием» земляком, который и начал его вербовать для участия в боевых действиях на территории Сирии. 28 марта 2015 года Нуреддинов отправился из Кореи в Турцию, где в аэропорту его встретил также «не установленный следствием» гражданин этой страны, который и помог соратнику пересечь турецко-сирийскую границу уже 30 марта 2015 года.
«Нуреддинов присоединился к действующему в САР на стороне оппозиционных сил незаконному вооруженному формированию «Жаннат Ошиклари» (в переводе — «Стремящиеся в рай»), руководство которым осуществляло не установленное следствием лицо по имени Абу Салах», — гласит обвинительное заключение.
«Жаннат Ошиклари» упоминается в СМИ наряду с названием «Ат-Таухид валь-Джихад». Ее лидером также называют Абу Салаха. По данным узбекской службы «Радио Свобода» (организация включена Минюстом в список иноагентов), в 2015 году группировка также присягнула «Аль-Каиде» (запрещена в России).
С 30 марта 2015 года до конца мая 2015 года Нуреддинов находился в учебно-тренировочном лагере «Муаскар» на бывшей военной базе сирийских войск «Шейх Сулейман» в окрестностях города Алеппо, где совместно с другими джихадистами «прошел обучение по боевой, физической и тактической подготовке, приобрел навыки владения огнестрельным оружием, ведения боевых действий», а также идеологическую обработку.
После этого на собственные деньги джихадист приобрел автомат Калашникова за $700. Судя по агитационным видео группировки, это стандартная практика «Ат-Таухид валь-Джихад» под девизом «Сражайтесь на пути Аллаха своим имуществом».
Руководители «Жаннат Ошиклари» выдали Нуреддинову четыре снаряженных патронами магазина и ручную осколочную гранату Ф-1.
В период с конца мая по 17 июня 2015 года Нуреддинов участвовал в обороне населенного пункта Лерамон, где, по данным следствия, «применялась практика шариатского судопроизводства, действовали многочисленные запреты бытового характера, производились публичные казни и физические наказания, приводившие к вытеснению из этих районов представителей этнических и конфессиональных меньшинств (христиан, курдов)».
В июне 2015 года Нуреддинов бежал из Сирии в Турцию, откуда 18 июня вылетел в Челябинскую область по маршруту Стамбул – Шереметьево (Москва) – Баландино (Челябинск).
Далее, по версии следователей ФСБ, мужчина приехал на заработки в Одинцовский район Московской области, где утром 30 августа 2015 года якобы «нашел в лесу пистолет ИЖ 79-8 с заводским номером ТОК 5290 97, 1997 года выпуска, с глушителем и шестью боевыми патронами в обойме.
1 сентября 2015 года Нуреддинов был задержан сотрудниками ФСБ. В суде он полностью согласился с предъявленным обвинением, признал вину, выразил раскаяние в содеянном и попросил о рассмотрении уголовного дела в особом порядке. Суд, с учетом сотрудничества со следствием, положительных характеристик с места учебы и работы, а также наличия несовершеннолетнего ребенка и отсутствия ранее проблем с законом приговорил бывшего боевика к трем с половиной годам колонии общего режима.
Ранее собеседник «Газеты.Ru» в правоохранительных органах рассказал, что исполнитель теракта в метро Петербурга, 22-летний уроженец киргизского города Оши и повар петербургского суши-бара Акбаржон Джалилов, по словам знакомых, пропал из поля зрения коллег в 2015 году, сказав одному из них, что «уехал в Корею».
Среди знакомых Джалилова в соцсетях действительно оказались земляки, проживающие и работающие в Южной Корее.
Однако, как выяснилось, почти весь 2016 год будущий смертник провел на территории Турции, а в декабре вернулся в Россию, посетив Москву. Пока силовики не уточняли, пересекал ли Джалилов турецко-сирийскую границу. Также ничего не известно о подозрениях к нему со стороны правоохранительных органов Турции.
«Единобожие и джихад» против России
Бригада «Катибат ат-Таухид валь-Джихад» (батальон «Единобожие и джихад») действует в Сирии, по разным данным, с 2013 или 2014 года. В ее состав входят преимущественно выходцы из Средней Азии — Узбекистана, Киргизии и Казахстана. Лидером группировки является Абу Салах аль-Узбеки — этнический узбек из Киргизии. По последним данным, группировка насчитывает около 500–700 боевиков и базируется преимущественно в провинции Идлиб и на прилегающих к ней территориях Алеппо и Латакии. В Ираке активности «Катибат ат-Таухид валь-Джихад» замечено не было.
29 сентября 2015 года бригада присягнула на верность запрещенной в России террористической группировке «Джебхат ан-Нусра» (организация запрещена в России). Последняя считалась сирийским подразделением «Аль-Каиды» (тоже запрещена в России), пока не открестилась от нее в июле 2016 года. Тогда же группировка сменила название на «Джебхат Фатх аш-Шам» (Jabhat Fateh al-sham, JFS), а позже, в конце января этого года, объявила о создании нового альянса «Хайят Тахрир аш-Шам» (HTS).
При этом «Катибат ат-Таухид валь-Джихад» в своих агитационных материалах продолжает использовать образ убитого лидера «Аль-Каиды» Усамы бен Ладена.
Как ранее сообщала «Газета.Ru», в альянс также вошли другие структуры, в том числе одна их крупнейших радикальных исламистских группировок в провинции Алеппо «Нур ад-Дин аз-Зенки», «Фронт Ансар ад-Дин», «Джейш ас-Сунна», «Лива аль-Хаг» и другие.
Спустя неделю после того, как было объявлено о создании HTS, арабское издание Al Masdar News сообщило, что к альянсу примкнули узбекские джихадисты из «Катибат ат-Таухид валь-Джихад». В марте этого года суд киргизского города Ош признал «Ат-Тауихид валь-Джихад» террористической организацией. По данным генпрокуратуры республики, в рядах «батальона» действуют выходцы из Киргизии, которые активно занимаются вербовочной деятельностью.
На доступных в сети ресурсах этого формирования не удалось найти никаких упоминаний об ответственности за какие-либо операции за пределами Сирии, рассказала «Газете.Ru» директор программ Европейского центра стратегических исследований и безопасности Евгения Гвоздева.
«Ан-Нусра» и структуры, в нее входящие, достаточно редко угрожали России», — отметила Гвоздева.
Вместе с тем, узбекская служба «Радио Свобода» в январе 2016 года сообщила, что батальон «Ат-Таухид валь-Джихад» за месяц распространил около десяти видеозаписей, в которых его лидер Абу Салах призывал к джихаду против России.
Кроме того, в самой Сирии «Ат-Таухид валь-Джихад» достаточно часто использует смертников и шахид-мобили. Осенью 2015 года в СМИ был широко растиражирован видеоролик организации с террористом-смертником Бабуром Исраиловым или Джафаром ат-Тайяром, этническим узбеком из Киргизии 1994 года рождения.
На видео вооруженные люди прощаются с Исраиловым, перед тем как отправить его в город Фуа в провинции Идлиб на начиненном взрывчаткой бронетранспортере. Садясь в БТР, Исраилов начинает плакать, однако позже на видео показано, как БТР въезжает в жилые кварталы города и взрывается там. На ресурсах организации также сообщалось о подготовке целого отряда смертников.
В ИГ (организация запрещена в России), более известной организации, чем «Ан-Нусра», также есть узбекские боевики. Летом 2015 года в сети появилось видеообращение мужчины, который назвал себя узбекским боевиком ИГ Абу Хусейном Узбеки. В ролике он заявил, что все остальные действующие в Сирии группировки, кроме ИГ, используют иностранных боевиков, вступивших в их ряды, в качестве «пушечного мяса», и попросил воздержаться от вступления в них. По его словам, он приехал в Сирию из Узбекистана в 2013 году и сначала воевал в батальоне Абу Салаха, действовавшем под эгидой «Джебхат ан-Нусры», где занимался разведкой. К ИГ Абу Хусейн примкнул из-за возникших разногласий с Абу Салахом.