«Был период стратегического терпения, но теперь он закончен», — цитирует Reuters вице-президента США Майка Пенса, посетившего демилитаризованную зону на 38-й параллели северной широты, которая разделяет Корейский полуостров на два государства. Пенс заявил, что в отношении КНДР могут быть применены любые меры и Северной Корее «не стоит сомневаться в решимости США быть вместе с союзниками».
Таким образом пусть и неудачное, но состоявшееся 15 апреля в КНДР вопреки угрозам президента США Дональда Трампа очередное испытание баллистической ракеты, приуроченное к 105-летию со дня рождения основателя КНДР Ким Ир Сена, вряд ли пройдет безнаказанно для северокорейского руководства.
Следующего обострения многие эксперты ждут уже в ближайшие дни, во время празднования 85-летия вооруженных сил КНДР. Вполне вероятно, что операцию против режима Ким Чен Ына, начала которой все ожидали в прошедшие выходные, еще рано считать несостоявшейся. Она, скорее всего, просто отложена.
Перед американцами и их союзниками стоит задача не допустить в ходе мгновенного разоружающего удара по Северной Корее ни одного активного подрыва имеющихся в распоряжении Ким Чен Ына ядерных боеприпасов и ни одного падения головных частей северокорейских баллистических ракет с другим оружием массового поражения и даже с обычными осколочно-фугасными (или кассетными) боеголовками на территорию Южной Кореи и Японии.
Для этого желательно поразить все эти объекты на земле или — в крайнем случае — сбить оставшиеся ракеты, запущенные в сторону союзников, в полете, причем желательно сделать это на восходящих участках траекторий и над территорией Северной Кореи.
Технически подобную проблему решить можно, но сработать военным США в этом случае надо, без всякого преувеличения, исключительно ювелирно. Огромное значение будут иметь точные разведывательные данные — где находятся стартовые столы баллистических ракет, где хранилища с ядерными боеприпасами, где позиции мобильных ракетных комплексов оперативно-тактического назначения. Учитывая возможности разведки США, надо полагать, эта задача им вполне по силам.
Как ни странно, но если северокорейцы спрятали свое ядерное оружие и средства доставки глубоко под землей, то задача для вооруженных сил США упрощается. В этом случае достаточно точными ударами мощных противобункерных боеприпасов завалить выходы из заглубленных и подземных сооружений (а они наверняка средствами разведки США вскрыты), вызвать подвижки слоев грунта и тем самым похоронить ядерные боеприпасы КНДР вместе с обслуживающим персоналом глубоко под землей.
Но более сложная задача — не допустить взлета баллистических ракет Ким Чен Ына, исправные из которых сейчас наверняка приведены в самые высокие степени боевой готовности и рассредоточены по всей территории страны. Всего КНДР имеет около 1000 ракет, большая часть из которых комплектуется обычными фугасными боевыми частями.
Ранее «Газета.Ru» уже называла примерное количество сил, которое американцам необходимо сосредоточить в регионе для успешного мгновенного разоружающего удара. Такая группировка должна включать до четырех-шести ударных авианосцев типа «Нимиц» ВМС США, 10–12 крейсеров типа «Тикондерога», 15–20 эсминцев типа «Арли Берк», 15–20 подводных лодок типа «Вирджиния» и «Лос-Анджелес», корабли управления и суда обеспечения. Кроме того, наверняка будут привлечены не только силы ВМС США, но и силы и средства командования ВВС США в зоне Тихого океана — 5-я (Япония), 7-я (Южная Корея), 11-я (Аляска), 13-я (Гавайи) воздушные армии, а также часть сил Глобального ударного командования (в первую очередь стратегические бомбардировщики 8-й воздушной армии). Таким образом, только в первом массированном ракетно-авиационном ударе можно будет задействовать не менее 2–2,5 тыс. крылатых ракет морского и воздушного базирования.
Однако подобной группировки пока не создано, но, похоже, она продолжает развертываться.
В частности, по данным южнокорейского агентства Yonhap News Agency, США направят к берегам Кореи на следующей неделе еще три авианосца. С учетом «Карла Винсона» будет как раз четыре авианосных ударных группы.
Кроме того, о подготовке превентивного удара будет свидетельствовать усиление противоракетной обороны важнейших административно-политических центров Южной Кореи. Американскими специалистами совместно с союзниками из Японии и Южной Кореи уже наверняка сделаны все необходимые расчеты с математическим моделированием угроз. Вполне возможно, придется перебросить еще несколько батарей THAAD к трем уже имеющимся на полуострове, а также увеличить количество установок «Пэтриот» РАС-3.
Гораздо более вероятной угрозой со стороны КНДР выглядит масштабная общевойсковая операция Корейской народной армии Ким Чен Ына, сотни тысяч бойцов которой, вооруженные танками, самолетами, артсистемами, пересекут 38-ю параллель. Но северокорейцы имеют в своем распоряжении армию, которая скроена в лучшем случае по лекалам 1960–1970-х годов и не имеет современного вооружения и военной техники.
Разогнать подобные вооруженные силы ракетно-авиационными и бомбо-штурмовыми ударами ВВС и ВМС США не составит большой сложности, как показывает опыт войн США с Ираком образца 1991 и 2003 года.
Огромные сухопутные армии, тем более оснащенные антикварным вооружением, уже давно потеряли свое военное значение. И даже мужество бойцов и командиров КНДР и решимость сражаться до последней капли крови в случае конфликта с США имеют сравнительно небольшую цену.
Настойчивость США в желании нейтрализовать ядерный арсенал Ким Чен Ына объясняется не только желанием Трампа продемонстрировать своим избирателям и всему миру то самое величие Америки, но и в буквальном смысле большевистскими темпами, с которыми в Северной Корее совершенствуются специальные боеприпасы и средства их доставки. Уже недалек тот день, когда стратегические ядерные силы Ким Чен Ына станут реальной угрозой уже не только для союзников США в регионе — Японии и Южной Кореи, но и непосредственно для населения самого североамериканского континента.
Допустить даже гипотетическую возможность этого в администрации США не могут, именно поэтому разоружающий удар по Северной Корее — лишь вопрос времени.
В противном случае репутационные издержки для администрации Дональда Трампа будут очень и очень велики. Но и цена победы над таким опасным противником неизмеримо выше, нежели чем, к примеру, над формированиями афганских моджахедов или отрядами джихадистов в Сирии и Ираке, которые ничем не могут ответить американским ракетам и самолетам.
Биография автора:
Михаил Михайлович Ходаренок — военный обозреватель «Газеты.Ru», полковник в отставке.
Окончил Минское высшее инженерное зенитное ракетное училище (1976),
Военную командную академию ПВО (1986).
Командир зенитного ракетного дивизиона С-75 (1980–1983).
Заместитель командира зенитного ракетного полка (1986–1988).
Старший офицер Главного штаба Войск ПВО (1988–1992).
Офицер главного оперативного управления Генерального штаба (1992–2000).
Выпускник Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил России (1998).
Обозреватель «Независимой газеты» (2000–2003), главный редактор газеты «Военно-промышленный курьер» (2010–2015).