В США давно планируют окончательно отказаться от закупок российского ракетного двигателя РД-180. Военно-аналитическое издание Defense News опубликовало материал о перспективах такого решения для космической отрасли.
По мнению издания, крупнейший покупатель этого двигателя, «Объединенный пусковой альянс» (United Launch Alliance, ULA) — совместное предприятие корпораций Lockheed Martin и Boeing — слишком долго полагался на российский РД-180.
Этот двухкамерный жидкостный ракетный двигатель для первых ступеней ракет разработан и производится АО «НПО «Энергомаш имени академика Глушко» из подмосковного города Химки. Для предприятия это один из основных продуктов.
Двигателем РД-180 комплектуется первая ступень американской ракеты-носителя «Атлас-5», разработанная компанией Lockheed Martin и применяемая в рамках консорциума ULA c 2000-х годов. В качестве топлива в нем применяется керосин, в качестве окислителя — жидкий кислород. В зависимости от режима полета двигатель может работать до 253 секунд.
Окончательный запрет на закупку российского двигателя РД-180 вступит в силу в 2022 году.
К этому сроку предполагается заменить РД-180 на кислородно-метановый двигатель BE-4 компании Blue Origin. Однако сама ракета разработана под керосин, а не метан, и переход на новый двигатель фактически означает создание новой первой ступени. Также рассматривается возможность установки на «Атлас-5» двигателя Aerojet AR-1 фирмы Aerojet Rocketdyne, который разрабатывается с 2015 года. Однако пока технические характеристики российского РД-180 существенно выше предлагаемых американских аналогов.
«Это не тайна, что Соединенные Штаты собираются заменять наши двигатели, вероятно, менее надежными и более дорогими, но местными американскими двигателями. Вы должны понять, что однажды они сделают это», — цитирует Defense News генерального директора «Роскосмоса» Игоря Комарова.
На космическом симпозиуме в Колорадо-Спрингс (США) 4 апреля издание в очередной раз задало Комарову вопрос о будущем РД-180. Глава госкорпорации настроен оптимистично.
«У нас есть запросы из некоторых стран, которые разрабатывают стартовые комплексы и ракеты-носители. К нам обращаются с просьбами по продаже двигателей. И это относится не только к Соединенным Штатам. У нас есть хорошие отношения, хорошая история наших продаж и успешных запусков, очень высокой эффективности и очень хорошей статистики этих запусков. Ни у кого нет оснований жаловаться на наши носители и двигатели», — сказал Комаров.
Однако, как пишет Defense News и подтверждают собеседники «Газеты.Ru» в отрасли, ситуация с «Энергомашем» может быть более тяжелой. Не так давно Россия обозначила новые приоритеты среди коммерческих космических проектов — продажи двигателей РД-276 для ракеты-носителя «Протон-M». В июне 2008 года Государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева (ГКНПЦ) стал владельцем контрольного пакета акций ОАО «Протон-ПМ» (Пермь), который производит РД-276. В результате ГКНПЦ получил контроль над процессом изготовления двигательных установок, наиболее важных и ответственных компонентов ракет-носителей.
«По одним данным, «Энергомаш» в 2014 году заработал приблизительно $113,9 млн, или 4,4 млрд руб. На самом деле компания отработала в том году с убытками приблизительно в $30,4 млн, или 1,7 млрд руб.», — рассказал Defense News эксперт по космической политике в Пермском университете в России Павел Лузин.
В следующем году доход «Энергомаша» вырос до $192,5 млн, и он получил прибыль в размере $26 млн.
Объяснение внезапной доходности предприятия просто, сказал Павел Лузин. После того как в октябре ГКНПЦ им. Хруничева передал ОАО «Протон-ПМ» (Пермь) «Энергомашу», он получил средства от продажи 48 двигателей РД-276, изготовленных на этом предприятии.
Но РД-180 все еще играет жизненно важную роль на головном предприятии «Энергомаша» в Химках, где изготавливаются также двигатели РД-170, РД-171 и РД-191. В 2014 и 2015 годах фирма сделала девять РД-180 по цене приблизительно $10 млн за единицу. Лузин оценивает, что эти продажи составили приблизительно половину дохода «Энергомаша» в 2015 году, даже с учетом слияния с пермским предприятием.
«Без закупок двигателей РД-180 Соединенными Штатами «Энергомаш» в Химках столкнулся бы с серьезными проблемами», — считает эксперт.
У предприятия есть планы по увеличению продаж двигателей. «Энергомаш» в кооперации с Центром имени Хруничева производит двигатель РД-181, который планирует использовать в ракете-носителе «Ангара». Кроме того, использовать РД-181 в ракетах-носителях «Антарес» планирует американская аэрокосмическая и оборонная компания Orbital ATK Inc. В декабре 2014 года был заключен контракт между Orbital ATK Inc. и НПО «Энергомаш», которое обязалось поставить 20 двигателей с ценой договора $224,5 млн и возможностью опциона на закупку дополнительных двигателей РД-181 до 31 декабря 2021 года.
«Когда Соединенные Штаты окончательно откажутся от двигателей РД-180 для «Атласа-5», «Энергомаш» будет в состоянии произвести достаточное количество двигателей РД-181 для ракет-носителей «Антарес», то есть главный покупатель изменится, но он все же останется именно американским покупателем», — предполагает Лузин.
«Не совсем понятна связь между ГКНПЦ имени Хруничева и «Энергомашем», которая имеется в тексте Defense News, — пояснил в свою очередь «Газете.Ru» собеседник в космической отрасли, — «Хруничев» изготавливает носители, и компетенций в сфере двигателестроения у него нет».
Нынешний гендиректор холдинга «Энергомаш» Игорь Арбузов, отметил источник, ранее трудился в ОАО «Протон-ПМ».
По словам собеседника, речь в перспективе ведется о создании в России двигателестроительного холдинга, куда войдут все предприятия, так или иначе занятые в производстве ракетных двигателей.
Оптимизм Комарова в отношении будущего двигателей РД-180 вполне оправдан, считает источник. «Энергомаш» был и остается мировым лидером в производстве ракетных двигателей, подчеркивает он. Адекватной замены у американцев по-прежнему нет, и еще не факт, что эта замена состоится, уточнил собеседник.
«Я лично не верю, что они будут заниматься разработкой своего двигателя. Им гораздо выгоднее покупать его у нас», — настаивает представитель отечественной космической отрасли.
По его мнению, проблемы отрасли сейчас в другом: в России сейчас летает только один носитель — «Союз». «Протон» пока бездействует и во многом из-за качества работ Воронежского механического завода (ВМЗ). «Да и к модернизации и перевооружению «Энергомаша» есть тоже немало вопросов», — добавил источник.
Тем не менее, по его мнению, если ситуация с «Энергомашем» станет «слишком мрачной», российское правительство в финансовом отношении все же защитит свою космическую отрасль.
«Предприятию гарантированы заказы от «Роскосмоса», — подтверждает другой российский эксперт на условиях анонимности. — Доходы уменьшатся, но не думаю, что это нанесет много вреда «Энергомашу» в долгосрочной перспективе».
Директор «Роскосмоса» Комаров также заверил, что его подчиненные намерены «создавать новые продукты и повышать эффективность на уровне технологий, и именно это мы собираемся сделать, и это одно из требований покупателя при приобретении нашей продукции».