Иракские силы планируют вытеснить боевиков «Исламского государства» (организация запрещена в России) из западных кварталов Мосула в течение месяца, заявил Reuters генерал-лейтенант Талиб Шахати, возглавляющий Антитеррористическую службу Ирака.
«Несмотря на ожесточенную борьбу, мы упорно добиваемся того, чтобы закончить битву за западную часть [Мосула] в течение месяца», — заявил он.
То, что город будет освобожден от боевиков «в ближайшее время», в четверг также анонсировал посол Ирака в России Мансур Хади на пресс-конференции в Москве. Сейчас в Западном Мосуле остаются несколько тысяч боевиков при том, что численность иракских войск составляет около 100 тысяч человек. Операция по освобождению города от ИГ осложняется тем, что террористы используют мирное население в качестве живого щита, заявил Хади. Он отметил, что сейчас ИГ контролирует только 15% провинции Найнава, в то время как два года назад группировка занимала 40% территории Ирака.
«Мы стремимся к тому, чтобы освободить Мосул и объявить о полной победе нашей страны над ИГ»,
— сказал Хади, добавив, что сейчас боевики ИГ отрезаны от всех каналов, через которые им поступала помощь.
9 марта иракские военные захватили мосульские кварталы Моалимин и Сило. Ранее на этой неделе элитная служба быстрого реагирования иракского МВД отбила у боевиков музей Мосула и комплекс зданий правительства провинции Найнава, административным центром которой и является Мосул. В понедельник иракские силы также освободили здание полиции Найнавы и суд. Здания уже были разрушены и не использовались ИГ, но, несмотря на это, их возвращение под контроль правительственных сил позволило военным приблизиться к историческому центру Мосула.
В тот же день под контроль иракских военных, поддержанных силами США, перешел мост Аль-Хуррия, который ведет к Старому городу через реку Тигр. Это второй из пяти мостов, который армия Ирака смогла отбить у боевиков.
Все мосты через Тигр сейчас разрушены, но их захват значительно облегчает продвижение иракской армии в исторический центр.
Вместе с тем телеканал Al Arabiya со ссылкой на американских военных чиновников сообщил, что Мосул покинул лидер ИГ Абу Бакр аль-Багдади, передав управление группировкой местным командирам. «Он находился в Мосуле в какой-то момент до наступления. Мы знаем, что он был там», — заявил представитель Пентагона. По его данным, главарь ИГ покинул город еще до того, как иракская армия захватила дорогу, которая связывает Мосул с другим иракским городом Таль-Афар, который также находится под контролем боевиков, и ведет к границе Ирака с Сирией. Иракские военные объявили, что полностью установили контроль над этой транспортной магистралью 1 марта. Это последняя крупная дорога из Западного Мосула, которая была доступна ИГ.
Тогда же иракский телеканал Al Sumaria сообщил, что аль-Багдади якобы разослал своим сторонникам письмо, в котором рассказал о тяжелом положении, в котором сейчас находится группировка в Ираке, и призвал их покинуть свои позиции, скрывшись в горных местностях. По данным телеканала, аль-Багдади также призвал членов группировки взрывать себя среди иракских военнослужащих.
Операция по освобождению Мосула от ИГ началась в октябре прошлого года.
Помимо иракской армии в ней также участвуют курдские силы пешмерга и шиитское ополчение, а возглавляемая США международная коалиция оказывает им поддержку с воздуха.
В январе правительственная армия установила контроль над восточной частью Мосула. В конце февраля военные приступили к освобождению западных кварталов.
Как ранее писал в своем репортаже из Мосула корреспондент «Газеты.Ru», среди боевиков, принимающих участие в обороне западных районов Мосула, много уроженцев бывших советских республик, в том числе россиян. Капитан иракских полицейских сил спецназначения Карар Родан рассказал «Газете.Ru», что западный район Мосула Довейс обороняет отряд боевиков из Таджикистана, численность которого составляет около 300 человек.
Выходцы из европейских стран, по словам иракских военных, чаще всего используются ИГ в качестве смертников: они легко соглашаются управлять начиненными взрывчаткой автомобилями, которые являются основным элементом тактики ИГ в Мосуле.