Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Ил-18 зацепился за сопку

К крушению Ил-18 возле Тикси привели просчеты экипажа и руководителя полетов

Стали известны причины крушения военно-транспортного самолета Ил-18 в декабре прошлого года. Как выяснила «Газета.Ru», комиссия по расследованию авиапроисшествия пришла к выводу, что причинами инцидента стали ненадлежащая предполетная подготовка экипажа и просчеты руководителя полетов аэродрома Тикси.

19 декабря 2016 года военно-транспортный самолет Ил-18 RF-91821 выполнял плановый перелет с аэродрома Канск (Красноярский край) на аэродром Тикси (Якутия). В 4.45 по московскому времени в 17 км от аэродрома Тикси самолет совершил жесткую посадку.

32 пассажира и семь членов экипажа, находившихся на борту воздушного судна, чудом выжили, но несколько человек получили тяжелые травмы, а самолет разрушился на части.

Ранее в СМИ высказывались самые разные версии случившегося: от одновременного отказа трех двигателей из четырех и некачественного топлива до пожара в левом двигателе. Последнее утверждалось даже со ссылкой на очевидцев. Были и сообщения о том, что командир корабля якобы сообщил на землю о неполадках в двигателе в связи с отказом системы подачи горючего и тянул машину до последнего, надеясь посадить лайнер на подходящей площадке. Среди причин жесткой посадки назывались также сильный боковой ветер с порывами, который привел к нехватке топлива. Комментаторы исходили из того, что дальность полета на подобных модификациях Ил-18 — 4000 км, а самолет совершал перелет по маршруту 3600 км. При сильном встречном ветре, считали эксперты, ему могло не хватить топлива.

Однако, как установила комиссия, при заходе на аэродром Ил-18 банально зацепил сопку и съехал по ее склону.

При этом разбившийся самолет, несмотря на свой почтенный 51-летний возраст, до удара о землю был полностью исправен. Топливо в баках Ил-18 также не вызвало нареканий. Никаких отказов в работе двигателей и остального оборудования воздушного судна не было.

Проблемы комиссия выявила еще в предполетной подготовке экипажа на аэродроме Кольцово, в Екатеринбурге. Пилотов Ил-18 инструктировали перед вылетом не те должностные лица, которые должны были это делать, а рангом существенно ниже. Подготовка летного состава в кабине самолета проведена не была. Фатальным упущением стало то, что экипаж при подготовке к перелету не изучил рельеф местности, естественные и искусственные препятствия в районе аэродрома Тикси, а также безопасные условия в районе посадки.

Среди летчиков Тикси имеет репутацию сложного для взлета и посадки объекта. Он окружен горными хребтами и сопками.

Как рассказывали «Газете.Ru» пилоты, неоднократно бывшие на этом аэродроме, на нем два курса взлета и один — посадки. Обычно экипаж совершает свой первый полет на такой аэродром днем, в простых метеоусловиях. И только потом ночью. В этот раз в Тикси послали экипаж, который ранее ни разу не был на этом аэродроме и, более того, в условиях полярной ночи.

Далее экипаж начал совершать ошибку за ошибкой, которые привели к катастрофе. Ее последствия могли быть гораздо хуже.

Экипаж Ил-18 выполнял снижение для захода на посадку без учета рельефа местности. Штурман воздушного корабля не рассчитал время начала снижения в соответствии с указанной высотой подхода к аэродрому и это время командиру корабля не сообщил. Пилоты при этом не уточняли безопасные высоты по правилам приборного и визуального полета.

Летчики даже не знали истинной высоты военного лайнера. Перед снижением они не включили радиовысотомер и не сличали с ним показания барометрических приборов.

Именно поэтому экипаж не прекратил снижение, оказавшись на опасной высоте ниже 600 м.

Свой вклад в аварию внес и руководитель полетами в Тикси. Он дал указание экипажу на снижение ниже безопасной высоты, установленной в западном секторе аэродрома. К тому же представитель наземных служб не контролировал общую воздушную обстановку по данным радиолокации и не предупредил экипаж Ил-18 об опасном сближении с землей. В итоге выяснилось, что руководитель полетов в Тикси вообще не имел допуска к управлению таким типом воздушного судна, как Ил-18.

После исчезновения самолета с радаров и прекращения радиосвязи с ним руководитель полетов никому об этом своевременно не доложил и не обеспечил вылет дежурных поисково-спасательных вертолетов в предполагаемый район пропажи самолета.

Отдельное внимание комиссия обратила на взлетно-посадочную полосу в Тикси, который остается важнейшей опорной точкой для военных усилий России в Арктике. На искусственном покрытии ВПП, по свидетельствам специалистов, зафиксированы недопустимые дефекты: сколы, шелушение, трещины, просадки смежных плит, уступы между смежными плитами, выбоины и оголение арматуры. На такой полосе существенные повреждения мог получить даже совершивший по всем правилам посадку воздушный лайнер.

Один из собеседников «Газеты.Ru» с опытом службы в военно-транспортной авиации сразу после катастрофы также предполагал, что «в условиях плотной облачности и полярной ночи самолет из-за неисправности навигационного оборудования приступил к снижению и ошибочно совершил посадку в 30 км от взлетно-посадочной полосы. При этом экипаж был твердо уверен, что находится на глиссаде снижения и совершает посадку в штатном режиме».

Картина дня
Москва ради спасения Гуцул решила действоватьИзвестный артист России погиб в зоне СВО«Это шанс для нас»: украинцы согласились с разделом страныИлон Маск опасен: найдены важные доказательстваБригада ВСУ вышла на связь насчет свержения Зеленского«‎Потеряли область»‎: в Раде сделали тяжелое признаниеЗеленский раскрыл, кто передает Киеву данные о запусках ракет РФВ США сказали, какие города займёт Россия до окончания конфликтаЗадержание в московской бане: что скрывали киргизыНеожиданный поступок украинского борца в отношении россиянинаНа Западе сообщили Украине неутешительные новости об ОдессеМиллионы тонн: вот что Китай стал вывозить из РоссииСМИ: F-16 ВСУ сбила русская ракета, не имеющая аналоговБербок крупно опозорилась с запретом российскому послуПрилепин указал на исход событий, если РФ пойдет на ПриднестровьеЗапад в шоке от того, что выдал Зеленский: 1 фразаВынесено решение: суд не пожалел Паулину АндреевуИз-за рубежа пришли печальные вести об ОрбакайтеРасстрелян прямо у администрации: что с БерденовымВоссоединение Украины с Россией! Бойцы ВСУ задумали хитрый план
Новости и материалы
Врач рассказал, как наладить сон ребенка с помощью ночника
Пенсионер устроил ландшафтный пожар, чтобы сжечь клещей
«Альтернатива для Германии» возглавила рейтинг партий в стране
Ушедшая от Плющенко фигуристка Муравьева объявила о переходе к новому тренеру
Два жителя Херсонской области пострадали из-за атаки ВСУ
Стала известна реакция китайцев на «Пророка» с Юрой Борисовым
В Ленобласти третьеклассник попал в реанимацию с отравлением алкоголем
Астрономы обнаружили редчайшую аномалию в спутниках галактики Андромеды
Ребенок чуть не остался без руки, засунув ее в механизм эскалатора в метро Петербурга
Церетели накануне кончины завершил последнюю картину
Букмекеры назвали имя фаворита на титул папы Римского
В The Elder Scrolls IV: Oblivion Remastered не оказалось русского языка
В Бокситогорске пьяный мужчина открыл стрельбу на улице и ранил двух прохожих
Окружение Волочковой прокомментировало слухи об отмене свадьбы ее дочери
МО сообщило об отсутствии пострадавших при взрыве в воинской части во Владимирской области
Названа причина пожара и взрыва на складе боеприпасов во Владимирской области
Китай предложил Японии вместе противостоять тарифам США
Опубликован портрет Трампа, подаренный Путиным президенту США
Все новости