Южная Корея отказалась от предложения США и Японии принять участие в совместных военных учениях против КНДР. Об этом сообщила японская газета «Асахи» со ссылкой на осведомленные источники.
Речь идет об учениях военно-морских сил трех стран, которые должны были пройти в январе. Участники собирались отрабатывать способы противодействия подводным лодкам Северной Кореи.
Однако южнокорейская сторона выступила против, отметив, что такие учения проводить пока не время, пишет газета.
При этом накануне крупнейшее южнокорейское информационное агентство Yonhap со ссылкой на военные источники сообщило, что в этом году в Южной Корее будет сформирована особая бригада для устранения лидера КНДР Ким Чен Ына в случае начала войны. Бригада численностью от одной до двух тысяч человек будет создана по образцу спецподразделений США, и американские военные будут участвовать в ее формировании.
Причин, почему Сеул отказался участвовать в совместных учениях, несколько, рассказал «Газете.Ru» ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Ким Ен Ун.
По его словам, одна из них — в непростой внутриполитической обстановке в Южной Корее, которая сложилась после того, как 9 декабря прошлого года президенту Республики Пак Кын Хе был объявлен импичмент.
Во-вторых, напоминает Ким, у США заключены отдельные военно-политические альянсы с Японией и Южной Кореей. При этом американское правительство давно мечтает о создании тройственного военного союза США – Япония – Южная Корея. Но власть в Вашингтоне меняется, поэтому пока непонятно, какие шаги в этом направлении будет предпринимать новая администрация избранного президента США Дональда Трампа, и процесс затормозился, говорит кореевед.
Сказывается и давняя историческая неприязнь между корейцами и японцами. Например, подписанное в ноябре прошлого года соглашение между Японией и Южной Кореей об обмене информацией в области оборонной безопасности многими южнокорейцами было воспринято крайне негативно, рассказал Ким.
«Корейцы не забыли, что Япония в свое время захватила Южную Корею и установила над ней жесточайший колониальный полицейский контроль. Поэтому попытка проведения совместных учений и обмен информацией втягивает корейское государство — более слабое экономически и в военном отношении, чем Япония — в орбиту последней», — заключил Ким Ен Ун.
Он также отметил, что Сеул мог отказаться от этих учений из опасения испортить отношения с Китаем, который выступает против размещения в Южной Корее новейших американских противоракетных систем THAAD. Если это все-таки произойдет, Вашингтон и Сеул «заплатят» за свое решение, цитировал в октябре 2016 года CNBC официальную газету Коммунистической партии Китая «Жэньминь жибао».
Окончательно отношения между Японией и Южной Кореей испортились в начале января этого года, когда японское правительство решило временно отозвать своего посла в Южной Корее Ясумасу Нагаминэ. Это решение было принято в ответ на установку прямо напротив японского генконсульства памятника женщинам – жертвам сексуального насилия во время японской оккупации страны в первой половине ХХ века, сообщало агентство Yonhap.
Южнокорейский МИД такой шаг назвал «прискорбным», отметив при этом, что важно развивать двусторонние отношения «на основе взаимного доверия, несмотря на наличие сложных проблем».
Памятник изнасилованным женщинам был установлен представителями южнокорейских общественных организаций в Пусане 28 декабря 2016 года. Однако в тот же день монумент убрали, так как он был поставлен общественной организацией без согласия правительства. Однако 30 декабря активисты добились одобрения со стороны городской администрации и вновь установили статую рядом с дипломатическим представительством Японии.
Дело в том, что чуть больше года назад Сеул и Токио договорились закрыть проблему «женщин для утешения»: речь идет о кореянках, которых во время Второй мировой войны рекрутировали в специальные бордели для японских военных, уточнил ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов.
В 2015 году эту страницу все-таки было решено перевернуть. Япония принесла официальные извинения и выплатила компенсацию в размере 1 млрд иен.
Но корейские патриоты заявили, что сделка была позорной, а проблема не закрыта, напомнил Асмолов.
«После импичмента оппозиция завела разговор, что все решения, которые принимала Пак, надо пересмотреть — в том числе и это, несмотря на то что корейцы деньги получили и потратили. В частности, 80% суммы ушло на компенсацию пострадавшим (на сегодняшний день живы 40 человек) и членам их семей, а еще 20% — на пропаганду. Теперь корейцы заявляют, что извинения были неискренние, а деньги никак не могут искупить боль и страдания, которым подвергались сексуальные рабыни», — рассказал он.
По его словам, «с точки зрения того, кто во всем виноват, корейский национализм напоминает национализм наших юго-западных соседей».
«Злые японцы» с этой точки зрения являются важным монументом корейского националистического дискурса, иногда обоснованно, иногда нет. То есть если у нас время от времени возникают проблемы с Ангелой Меркель по поводу Крыма, мы же не начинаем вспоминать, что вот Германия не признает нашим Крым, а еще вспомните, какие ужасы творили немецко-фашистские захватчики. Мы не апеллируем к прошлому. Эта страница у нас перевернута, а корейская сторона эту страницу перевернуть отказывается», — считает Асмолов.