Соединенные Штаты утратили роль мирового лидера, что вызвало появление признаков эрозии глобального порядка, установленного после Второй мировой войны. С таким заявлением в эфире CNN выступил председатель американского сенатского комитета по делам вооруженных сил Джон Маккейн.
По его словам, об этом свидетельствуют и ситуация в Сирии, и хакерские атаки на политические институты США перед президентскими выборами, а также захват китайскими военно-морскими силами (ВМС) американского подводного беспилотного аппарата.
В четверг приблизительно в 50 милях (92,6 км) от американской базы Субик-Бей на Филиппинах корабль китайских ВМС задержал американский неуправляемый подводный аппарат, заявили в Пентагоне.
Подводный дрон направлялся в международные воды Южно-Китайского моря с океанографического исследовательского судна США Bowditch, утверждают американские военные. По их словам, аппарат проводил работы в соответствии с международными нормами, а подводное судно использовалось для сбора океанографических данных в рамках незасекреченной программы.
China steals United States Navy research drone in international waters - rips it out of water and takes it to China in unprecedented act.
— Donald J. Trump (@realDonaldTrump) 17 декабря 2016 г.
В связи с инцидентом Вашингтон по дипломатическим каналам выразил Пекину протест. А избранный президент Дональд Трамп назвал происшедшее «кражей».
«Китай крадет исследовательский беспилотник ВМС Соединенных Штатов в международных водах — достает его из воды и увозит в Китай, что является беспрецедентным актом», — написал он в твиттере.
В свою очередь, минобороны КНР заявило, что неопознанный аппарат был задержан во избежание «угрозы проходящим (акваторию) кораблям и персоналу».
Позднее власти КНР сообщили, что намерены дрон вернуть.
Однако Трамп считает, что «краденый» подводный беспилотник Штатам не нужен, и посоветовал китайцам «оставить его себе».
Пекин ярко демонстрирует приверженность своей прежней политике, отмечает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.
Он напомнил, что Южно-Китайское море — зона сугубо интересов и влияния Поднебесной и другим государствам вход в этот регион «заказан».
«Это проверка на прочность всей американской политики и задача уже для будущей администрации Дональда Трампа», — полагает Храмчихин.
Вполне возможно, что китайские военные поначалу не поняли, что этот дрон американский, отметил заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.
Однако, по его словам, китайцы в любом случае «разберут этот аппарат до винтиков и гаечек» с целью извлечения из него «всех американских технологических секретов».
«Иное было бы как-то даже не по-китайски», — иронизирует эксперт.
Корабль ВМС США (USNS) Bowditch (T-AGS 62) — это гидрографическое судно класса Pathfinder. В составе ВМС США — с июля 1996 года.
Водоизмещение корабля — 4762 т, длина — 100 м, ширина --18 м, осадка — 5,8 м. Скорость хода — 18 узлов. Экипаж — 27 военнослужащих и 26 гражданских лиц.
Это третье судно в своем классе, предназначено для выполнения специальных задач, в том числе уточнения навигационных карт, определения безопасных маршрутов перехода авианосных ударных групп.
Bowditch также предназначен для сбора данных о поверхности, различных глубин и дна океана. Корабль определяет навигационные опасности, выполняет акустические, биологические, физические и геофизические измерения в различных районах Мирового океана.
В настоящее время действует в Южно-Китайском море. Корабль назван в честь математика Натаниэля Боудича.
Дерзкая операция
Захват китайцами необитаемого подводного аппарата с гражданского океанографического судна Bowditch является операцией беспримерной по своей дерзости, считает ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин.
По его словам, инцидент выделяется среди прочих аналогичных случаев, происходивших ранее в Южно-Китайском море между Пекином и Вашингтоном, потому что впервые произошел вне исключительной экономической зоны, на которую претендует Китай в этом районе.
Кашин отметил, что в прошлом китайская сторона обосновывала свое вмешательство в деятельность кораблей ВМС США в Южно-Китайском море, используя собственную интерпретацию Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.
С точки зрения КНР, из конвенции следует, что любая военная деятельность (учения, испытания, исследования, разведка) внутри исключительной экономической зоны может происходить только с согласия страны — владельца этой зоны, пояснил эксперт.
«Новый инцидент произошел лишь в 50 милях от базы Субик-Бей, вне зоны китайских притязаний. Присутствие здесь специального китайского судна, оснащенного оборудованием для поиска и подъема объектов из-под воды, позволяет предположить, что операция по захвату американского подводного аппарата готовилась заблаговременно», — утверждает Кашин.
По его мнению, захваченный коммерческий аппарат не представляет для китайцев большого интереса с точки зрения технической разведки, поскольку является коммерческой моделью.
Однако ознакомление с составом его датчиков, а также доступ к памяти аппарата могли дать китайцам возможность понять, что, как и с какой точностью замеряют американцы, отметил эксперт.
Он пояснил, что акватория Южно-Китайского моря — особенно чувствительный район из-за наличия здесь базы и предполагаемого района патрулирования китайских атомных подводных лодок с баллистическими ракетами.
Китайцы ведут строительство сети донных гидрофонов в Южно-Китайском море и крайне нервозно относятся к активности здесь других флотов, отметил Кашин.
«Инцидент может иметь значительные негативные последствия, в частности, может побудить США сопровождать океанографические суда боевыми кораблями», — заключил эксперт.