Руководители китайских спецподразделений хотят обучать своих бойцов в Международном учебном центре сил специального назначения, который строится в Гудермесе, рассказал «Газете.Ru» его руководитель и помощник главы Чеченской Республики по взаимодействию с правоохранительными органами Даниил Мартынов. По его словам, интерес у китайских коллег — огромный.
«Они видели нас в деле на международных соревнованиях среди спецподразделений в Иордании в центре KASOTC и предложили нам сотрудничество», — рассказал Мартынов.
В прошлом году российская команда, подготовленная инструкторской группой центра, заняла первое место на чемпионате мира среди силовых спецподразделений в Иордании. Борьба велась между 43 командами из 19 стран, представленными лучшими спецназовцами со всего мира, включая команды из Китая, Ирака, США и Канады.
Китайцы первыми предложили сотрудничество, говорит Мартынов. В июле в Грозный прилетала делегация представителей служб безопасности Китая. Гостям продемонстрировали видеоматериалы о чеченском опыте противодействия экстремизму и терроризму.
Китайцы также посетили учебный центр подготовки СОБР «Терек» на окраине села Центарой, где спецназовцы провели для них показательные выступления.
С 6 по 10 декабря по поручению Рамзана Кадырова с ответным визитом в Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР) Китая прибыла российская делегация. Ее возглавили Даниил Мартынов и начальник Управления федеральной службы войск Национальной гвардии России по Чечне полковник полиции Шарип Делимханов.
СУАР — крупнейший по площади автономный регион Китая, где большую часть населения составляют уйгуры, исповедующие ислам. Там на протяжении десятилетий существуют сильные сепаратистские настроения и постоянно происходят теракты преимущественно с использованием холодного оружия.
«Для нас это был очень интересный опыт, так как мы в основном имеем дело со взрывчатыми веществами, к примеру поясами смертников.
Здесь у нас накоплен большой практический опыт и разработаны актуальные методики противодействия, в частности в области идентификации личности смертника в общественном месте.
У китайцев же наработаны эффективные системы противодействия использованию холодного оружия. Нам это также полезно, мы будем полученный от китайских коллег опыт внедрять у нас в подразделениях, которые отвечают за общественную безопасность», — рассказал Мартынов. По его словам, финансирование визита осуществлялось по линии Росгвардии.
Делегация посетила один из крупнейших учебных центров подготовки «китайского ОМОНа». Китайцы провели для чеченских специалистов показательные выступления по борьбе, альпинистской и огневой подготовке. Инструкторы чеченского центра показали коллегам свои навыки огневой подготовки.
По словам Мартынова, китайцы готовы «прилететь хоть на следующий день», однако совместные тренировки станут возможными только тогда, когда будут оформлены все необходимые согласования по линии МИДа, Совета безопасности и ШОС.
«Эта работа уже ведется, и, как только все официальные разрешения будут получены, китайцы готовы прилететь хоть на следующий день», — рассказал Мартынов.
С китайской стороны делегацию встречали представители Компартии в СУАР, заместители начальника региональных департаментов полиции и госбезопасности Хо Люцзун и Чэнь Цзюнь, замначальника комитета по религиозным делам СУАР Ван Чуньфу и заместитель начальника управления полиции города Урумчи Кадыр Мэмэт.
Китайский центр занимает территорию больше 100 га. В месяц там проходят обучение 300 человек, рассказал Мартынов.
«У китайцев хорошее снаряжение для альпинистов и высокий уровень подготовки. Мы также изучили различные технические средства, используемые при штурме зданий. Например, отметили для себя учебные классы, где виртуально отрабатывают навыки. Здесь изучают кейсы террористических атак с моделированием на компьютерах», — объяснил Мартынов. По его словам, в чеченском центре теперь
тоже будет использоваться «самый современный мультимедийный тренажер» с панорамными экранами и имитацией свето-шумовых эффектов для отработки действий спецназа.
Российские инструкторы познакомились с опытом использования китайских «полицейских мини-станций» для поддержания общественной безопасности, особенностями средств защиты и снаряжения китайских полицейских, со способами задержания и временного размещения преступников и методами патрулирования и формирования личного состава.
Участникам делегации также рассказали о системе видеонаблюдения в Урумчи и принципах ее работы по секторам.
По словам Мартынова, расстояние между видеокамерами в среднем составляет 300–500 м, при этом до 75% камер находится в природной зоне с растительностью и водными поверхностями. Каждая полицейская мини-станция представляет собой помещение со средствами связи и средствами для оказания помощи пострадавшим.
Чеченский международный учебный центр для сил специальных операций в городе Гудермесе пока функционирует не на полную мощность. Завершить его строительство планируется в 2018 году. Это будет городок площадью более 400 га со своей взлетно-посадочной полосой и 40 объектами для отработки боев с террористами в городских условиях. В центре также будут аэродинамическая труба, полигон для обучения минно-взрывному делу и парашютный комплекс.
Международный учебный центр сил специального назначения не является государственным, строится он на частные инвестиции и не принадлежит ни к каким ведомствам.
«Центр обучает гражданских лиц (спортсменов) теории и практике; при обучении служащим любых силовых ведомств центр в конфиденциальном режиме предоставляет свою инфраструктуру: тиры, тактический городок, оружейные комнаты, глубоководный бассейн, 3D-возможности, видеофиксацию, проживание, питание, спортзалы и тому подобное. Спецназ тренируется со своими инструкторами, изолированно от других посетителей», — сообщил «Газете.Ru» представитель организации.
Идея создания центра принадлежит главе Чечни Рамзану Кадырову. В ноябре он заявил, что ищет иностранных инструкторов, в том числе «крутых ребят» из США. Как уточнили в центре, речь не идет о действующих военнослужащих или представителях американских спецслужб.
Для начала планируется привлечь до 200 специалистов, при этом десять частных американских инструкторов уже подали свои заявки, уточнил чеченский лидер, не называя конкретных имен.