Пентагон завершил расследование обстоятельств бомбежки, которая состоялась 17 сентября по сирийским военным, окруженным возле города Дейр-эз-Зор. Выяснилось, что удары коалиции были нанесены ошибочно, так как атакующие полагали, что бомбят боевиков запрещенного в России «Исламского государства (организация запрещена в России)» (ИГ). Об этом заявил американский бригадный генерал Ричард Коу, который выяснял подробности инцидента.
По словам генерала, были опрошены более 70 американских военных, которые участвовали в координации и исполнении этих ударов. Также специалисты изучили более 250 страниц письменных показаний.
17 сентября — спустя неделю после того, как глава МИД России Сергей Лавров и госсекретарь США Джон Керри заявили о достижении соглашения по Сирии, — самолеты международной американской коалиции нанесли серию ударов по позициям сирийской армии в районе аэродрома города Дейр-эз-Зор, где окруженные боевиками ИГ бойцы правительственных сил едва не потеряли господствующую высоту.
Генерал Коу рассказал, что во время атаки официальные представители из России по ранее установленной «горячей линии» оповестили Объединенный центр контроля воздушных операций (Combined Air Operations Center, CAOC), что целью коалиции стали позиции сирийских военных.
Телеканал Al Arabiya уточняет, что «русские висели на линии 27 минут», так как американцы «не могли найти офицера, с которым русские обычно общаются». Более половины из 32 ударов, составлявших операцию, произошли как раз в те 27 минут, отмечает телеканал.
«Мы совершили непреднамеренную, прискорбную ошибку, основанную на человеческом факторе», — заявил Ричард Коу, слова которого приведены на сайте Пентагона. Он подчеркнул, что после уведомления со стороны России коалиция прекратила атаку.
«Мы посмотрели отчеты разведки, снимки, изучили тактические и юридические руководства определения целей, использованные в ходе инцидента. Имея полное представление обо всех фактах и обстоятельствах я, как лицо, ответственное за это расследование, пришел к выводу, что решение — идентифицировать цели как военные объекты ИГИЛ — было принято добросовестно и основывалось на информации, доступной на тот момент всем ответственным за эту атаку лицам коалиции», — заявил генерал.
Он добавил, что анализ, проведенный после удара, показал, что весьма вероятно, что были атакованы силы, «связанные с сирийским правительством». Это заключение, отметил Коу, базируется на данных разведки, полученных из различных источников, а также информации, полученной от Москвы.
В связи с невозможностью физического посещения места удара, основываясь на видеозаписях и данных воздушной разведки, пока можно подтвердить гибель только 15 человек, пояснил генерал. При этом оппозиционный Сирийский центр мониторинга за соблюдением прав человека (Syrian Observatory for Human Rights) сообщал о 84 погибших.
«Когда воздушные силы провели разведывательную воздушную съемку зданий перед операцией, было отмечено, что наземный персонал располагает вооружением и боевой техникой, однако не носит форму. У них не было единых флагов или знаков различия, которые мы могли бы распознать.
Это стало совокупностью факторов, которые позволили считать, что мы видим бойцов [ИГИЛ], которые на самом деле, как мы теперь думаем, были скорее силами, поддерживающими сирийский режим», — пояснил Коу.
Также представитель Пентагона Питер Кук сообщил, что из этого инцидента будет извлечен урок.
«Когда мы не дотягиваем до наших высоких стандартов, как произошло в данном случае, мы признаем свои ошибки и учимся на них. И это то, что мы будем делать и после», — сказал Кук.
По информации «Би-би-си», в атаке 17 сентября принимали участие самолеты ВВС США, Британии, Австралии и Дании.
Ранее источник в Минобороны России подтвердил «Газете.Ru», что сразу после авианалета состоялся контакт между российскими военными и их коллегами из США. После чего американцы, планировавшие еще несколько ударов в районе Дейр-эз-Зор, отказались от своих планов. Однако публично Минобороны заявило о своих сомнениях в том, что атака коалиции на сирийских военных была ошибкой, а не преднамеренным действием.
На следующий день после авиаудара армия Башара Асада заявила об окончании режима прекращения огня, о котором договаривались Москва и Вашингтон, а войска Асада получили шанс закончить штурм Алеппо.