Анкара нанесла 26 авиаударов по формированиям сирийской курдской партии «Демократический союз» (Yekîneyên Parastina Gel, YPG) в рамках операции «Щит Евфрата», сообщили в четверг в Генштабе Турции. В результате погибли около 200 человек. Также турецкие военно-воздушные силы разбомбили девять зданий, контролируемых курдами, пять транспортных средств и складов с оружием.
Турки еще раз продемонстрировали то, что они помогают «Исламскому государству» (организация запрещена в России), заявил «Газете.Ru» эмиссар партии «Демократический союз» Абд Салам Али.
По его словам, турецкие ВВС начали атаку после того, как стало известно, что курды освободили от ИГ (террористическая организация, запрещенная в России) пять деревень недалеко от города Эль-Баб.
«И заявление Генштаба о том, что турки убили 200 человек – союзников США, звучит как вызов. К сожалению, от американцев пока никакой реакции. Сегодня или завтра я пойду в МИД, — рассказал Абд Салам Али. — Хочу донести до российского правительства два вопроса. Первый: постоянные бомбардировки со стороны Турции. Второй связан с освобождением Мосула. С началом проведения операции в Сирийский Курдистан хлынул поток беженцев, который мы не можем регулировать самостоятельно».
По словам Али, если от России и США не последует никакой реакции, то курды сами ответят Эрдогану.
«Мы не можем бесконечно молчать, придется отвечать», — заявил представитель сирийских курдов.
Глава представительства Сирийского Курдистана Роди Осман призвал ООН, США, Россию и Организацию по правам человека «открыть глаза на происходящее, оказать давление на Турцию, выйти из этого безмолвия». По словам Османа, бои продолжаются до сих пор, самолеты-наблюдатели не покидают территорию Сирийского Курдистана, нет возможности вывезти раненых с поля боя.
Накануне президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, выступая на заседании глав органов местного самоуправления, заявил, что Анкара пересмотрела свою стратегию защиты национальной безопасности.
«Если проблемы исходят с территории Сирии и Ирака, то мы устраним их в зародыше», — заявил Эрдоган. Он особо подчеркнул, что Турция не будет «терпеть до последнего» и дожидаться, пока террористы перейдут к действиям.
«Мы сами направимся туда, где они действуют, и уничтожим их на месте», — сказал турецкий президент. Он уточнил, что его армия будет уничтожать всех, кто поддерживает и сотрудничает с Рабочей партией Курдистана (РПК) как в самой Турции, так и за ее пределами.
Москва не сильно переживает
Анкара совместно с сирийской оппозицией начала операцию «Щит Евфрата» 24 августа. По словам Реджепа Эрдогана, ее целью является борьба с ИГ и другими бандформированиями, угрожающими Турции.
Правительство страны уверено, что РПК активно сотрудничает с YPG. Поэтому «Щит Евфрата» направлен в первую очередь на курдские кварталы, пояснил востоковед-тюрколог, руководитель политического направления Центра изучения современной Турции Юрий Мавашев.
«Например, в городе Джераблусе, расположенном у турецко-сирийской границы, никаких столкновений с «Исламским государством» по какой-то причине не происходит, хотя ИГ там находились. Потому что основная цель Анкары — разорвать линию курдских кантонов в районе Азаза и Джераблуса. Понятно, что курдскую проблему турки изначально рассматривали в комплексе. В Турции проживают родственники сирийских курдов, и наоборот», — рассказал Мавашев.
Несмотря на то что Россия всегда поддерживала «Демократический союз» (боевым крылом которого является YPG), Анкара действует в Сирии с согласия Москвы, считает Мавашев. По его словам, первая договоренность по этому поводу была обозначена еще в начале августа, когда Реджеп Эрдоган прилетал на встречу с Владимиром Путиным в Санкт-Петербург.
«Окончательно все закрепилось уже на 23-м Всемирном энергетическом конгрессе в Стамбуле. Турция пообещала оказать воздействие на «Джебхат Фатх аш-Шам» (ранее Джебхат ан-Нусра (организация запрещена в России)», деятельность организации запрещена в России. — «Газета.Ru») в Алеппо, взамен Россия должна не сильно переживать по поводу турецкой операции на севере Сирии», – подчеркнул Мавашев.
По его мнению, для России курдский вопрос уже не принципиален.
Еще одна цель операции «Щит Евфрата» помимо борьбы с ИГ — зачистка от террористов территории размером 5 тыс. кв. км для размещения беженцев.
Сегодня на территории Турции проживают около 3,5 млн сирийских переселенцев.
Правительство тратит немалые суммы на их содержание, а население на фоне безработицы в стране относится к беженцам крайне негативно, отмечает эксперт. По его словам, иногда ненависть доходит до так называемых «судов Линча».
«К примеру, часто беженцы не соблюдают правила дорожного движения, за что турки наказывают их, не дожидаясь официальных разбирательств», — рассказал Мавашев.
Параллельно Анкара продолжает возводить модульную стену протяженностью 911 км вдоль границы с Сирией. Ее строят из бетонных блоков, длина которых — 3 м, высота — 4 м. Каждый блок весит 7 тонн.
На введение войск в САР Эрдогана также подтолкнула и политическая ситуация внутри Турции. Вмешательство Анкары в Сирию и Ирак было лишь вопросом времени, уверен координатор восточных исследований, замдиректора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Дмитрий Егорченков.
Во-первых, война с Рабочей партией Курдистана за последний год была чуть ли не самой кровавой за все время турецко-курдского противостояния.
Во-вторых, в ночь на 16 июля в стране была предпринята попытка госпереворота, напоминает эксперт. По его мнению, Эрдоган использует успешную риторику, которая заключается в том, что нет ничего дороже, чем стабильность и национальные интересы страны.
Турция нужна Вашингтону, как и Вашингтон Турции
Реакция Башара Асада на очередное нападение Турции на сирийских курдов, безусловно, будет острой. Но вряд ли сирийский президент сможет воздействовать на процессы на севере страны: ситуация там вышла из-под контроля Дамаска пять лет назад, отмечают все собеседники «Газеты.Ru».
У Дамаска нет технических возможностей отбить у турок север Сирии. Армия Турции — вторая в НАТО по численности. По информации Anadolu, против целей на севере Сирии используются самоходные артиллерийские установки Firtina («Шторм»), бронетранспортеры Kirpi («Еж»), а также танки M60T и Leopard. Канал Haber Turk сообщал об использовании на севере Сирии новейших турецких танков Altay.
На фоне потепления отношений Москвы и Анкары поддержки в курдском вопросе Башару Асаду ждать не стоит. Что касается реакции США, то какой-то негативный отклик из Вашингтона, скорее всего, будет. Но ожидать, что операция Турции против курдов сразу прекратится, наивно, считает Мавашев.
«США в преддверии выборов. Это означает, что вести себя можно довольно вольно. Барак Обама, как принято говорить, является «хромой уткой», его администрация доживает последние месяцы. А новую команду турки хотят поставить уже перед фактом: вот статус-кво, который мы сформировали. И вне зависимости от того, будет это Клинтон или Трамп, Вашингтону придется его принять», — рассуждает эксперт.
По его мнению, у Вашингтона сегодня мало рычагов давления на Анкару: все прекрасно понимают, что Турция точно так же нужна США, как и США нужны Турции.