Вьетнам не допустит размещения на своей территории любых иностранных военных баз. Об этом в четверг сообщил Reuters со ссылкой на официального представителя министерства иностранных дел страны Ле Хай Биня. Он подчеркнул, что последовательная политика государства состоит в поддержании его нейтрального статуса.
«Мы не будем вступать в военные союзы или альянсы против третьих стран», — заявил Ле Хай Бинь.
Российские военные покинули базу в Камрани в 2001 году по решению Владимира Путина.
Этот объект Ханой передал Москве в безвозмездную аренду в 1979 году. В последующие годы на нем базировалась 17-я оперативная эскадра ВМФ.
В пятницу статс-секретарь руководителя Минобороны генерал армии Николай Панков заявил, что ведомство думает о возвращении базы во Вьетнаме, благодаря которой российский флот имел бы опорные пункты для походов в Индийском океане.
В частности, база в Камрани нам нужна для охраны судоходства и, например, подачи материальных средств из Владивостока в Индийский океан, объяснял ранее «Газете.Ru» экс-начальник Главного штаба ВМФ адмирал Виктор Кравченко.
Военачальник отметил, что в отличие от США, которые имеют сегодня сотни баз по всему миру, в распоряжении России за ее пределами есть только Тартус.
С ним согласен экс-заместитель начальника Главного штаба ВМФ вице-адмирал Владимир Пепеляев. По его словам, Тихоокеанскому флоту крайне нужна эта база при походах в Индийский океан как промежуточная стоянка. Сегодня из-за отсутствия передовых пунктов базирования кораблям российской оперативной эскадры в Средиземном море приходится уходить на планово-предупредительный ремонт в Севастополь.
Политика «трех нет», которую проводит Вьетнам, запрещает размещение на территории страны иностранных военных баз, участие страны в военных союзах, а также союзы с какими-либо странами против третьих, объяснил «Газете.Ru» эксперт Центра стратегических разработок Антон Цветов.
По его словам, этот принцип позволяет удерживаться от попадания в зависимость от крупных держав и от участия в блоковом противостоянии, отмечает эксперт.
Такая политика вполне устраивает Китай.
«У Вьетнама с Китаем теснейшие отношения, даже несмотря на территориальные споры. При этом, конечно, Вьетнам стремится сбалансировать северного соседа, развивая отношения с США, прежде всего как рынок сбыта своей продукции. Однако и в военной сфере Ханой и Вашингтон сотрудничают все активнее — недавно с Вьетнама было окончательно снято эмбарго на продажу вооружений, и уже скоро Вьетнам может получить американские корабли береговой охраны», — рассказал Цветов.
При этом, конечно, сближение Вьетнама с США создает в Пекине напряжение. Поэтому военное сотрудничество с Россией всегда было более безопасным с политической точки зрения.
Предпосылки к возвращению России в Камрань появились еще до обострения отношений РФ с Западом. В 2013-м Россия и Вьетнам подписали соглашение о создании в Камрани совместной базы для обслуживания подлодок, а в 2014 году — о пользовании вьетнамской базы российскими боевыми кораблями в упрощенном порядке. С 2014 года в Камрани также обслуживаются самолеты Ил-78, обеспечивающие дозаправку в воздухе стратегических бомбардировщиков Ту-95МС.
Однако рассчитывать на размещение базы трудно, потому что для Вьетнама это никогда в повестке не стояло, уверен Антон Цветов.
«Я не думаю, что на заявление Ле Хай Биня с российской стороны последует официальная реакция, потому что о позиции Вьетнама по поводу военных баз, в принципе, было давно известно», — отметил эксперт.
С другой стороны, республика продолжает зависеть от России в плане поставок вооружений. Это сотрудничество не может быстро прекратиться, считает заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.
Он напомнил, что Россия занимает первое место на вьетнамском рынке вооружений. Наиболее крупные проекты — это авиационные, отмечает Макиенко. С 2003 года страны заключили контракты на 36 истребителей. Почти выполнен контракт на поставку шести подводных лодок 636-го проекта — в этом году во Вьетнам должна уйти шестая субмарина. Также Ханой еще в 2003 году купил у Москвы две системы С-300. Недавно было заключено соглашение на продажу четырех фрегатов «Гепард», два из которых уже поставлено.
Еще один поставщик оружия Вьетнаму – Израиль. «Они поставляют различные электронные системы и системы вооружений. Ханой закупает у Тель-Авив беспилотники и противотанковые системы», – рассказал Макиенко.
По его словам, Вьетнам в военно-технической сфере также сотрудничает с Голландией и подумывает о заключении контрактов с США.