Пентагон планирует потратить в следующем году $19 млрд, а в течение ближайших пяти лет — $108 млрд, чтобы сохранить и усовершенствовать свои ядерные силы, рассказал глава военного ведомства Эштон Картер, выступая на базе ВВС Майнот в Северной Дакоте. Есть вероятность, что Россия и Северная Корея могут применить ядерное оружие, заявил Картер.
По его словам, Москва модернизирует свою ядерную программу и «есть сомнения» насчет «стратегии российских лидеров» в этом плане.
Картер напомнил, что Россия — ядерное государство, а «производство ею новых систем ядерного оружия вызывает вопросы». В частности, Пентагон сомневается в том, что Москва планирует и дальше сохранять стабильность в стратегической сфере.
При этом шеф Пентагона подчеркнул, что наиболее вероятным является «не массовый обмен ядерными ударами по классическому сценарию «холодной войны», а скорее «неразумное обращение к более мелким, но все же невиданно ужасным атакам».
Также Картер обвинил Россию в «бряцании ядерным оружием», а КНДР — в ядерных и ракетных провокациях.
Москва не давала повод Соединенным Штатам ощущать ядерную угрозу со своей стороны, считает главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Владимир Дворкин, участвовавший в подготовке договоров СНВ-1, СНВ-2.
«В последние годы ядерная риторика действительно имеет место в заявлениях Владимира Путина, но никаких вызовов Москва Вашингтону не бросала. Затраты США пойдут не на наращивание ядерной мощи, а на модернизацию. И этого требует прежде всего Пентагон, лоббируя свои интересы», — уверен Дворкин.
Модернизация — это естественный процесс, потому что ядерное оружие постепенно устаревает, отметил эксперт. Россия действительно создает новые системы стратегических вооружений и делает это даже более интенсивно, чем Штаты.
«В частности, Россия производит новые системы межконтинентальных ракет для войск стратегического назначения, к примеру тяжелую ракету «Сармат». Также Москва разрабатывает ядерный поезд «Баргузин», — напомнил Дворкин.
Однако, по мнению Дворкина, Москве крайне выгодны договорные отношения с Вашингтоном. Как правило, договоры вынуждают сокращать стратегические вооружения сами Соединенные Штаты, но не Россию.
С 2011 года РФ и США соблюдают Пражский договор (СНВ-3), который предусматривает сокращение ядерных боезарядов до 1550 единиц.
«Есть надежда, что в 2021 году договор продлят еще на пять лет. Но лучше всего заключить новое соглашение с дальнейшим сокращением СНВ до 1000 единиц», — считает эксперт.
В июле The Washington Post со ссылкой на источники в президентской администрации США писала, что Барак Обама хочет, чтобы сокращение ядерных вооружений стало «частью его внешнеполитического наследия». В связи с этим Вашингтон может предложить Москве продление СНВ-3 еще на пять лет. Издание также сообщило о планах Белого дома сократить программу модернизации ядерных вооружений, которая стоит $350 млрд.
Глава Пентагона во время своего выступления на базе ВВС также отметил, что «во всем атлантическом регионе проводят пересмотр методов НАТО в сфере ядерного оружия, чтобы лучше интегрировать сдерживание ядерными и обычными силами».
По словам Эштона Картера, это делается, чтобы «не позволить России полагать, что она извлечет пользу из применения ядерного оружия в конфликте с НАТО».
На сегодняшний день нельзя говорить о ядерном превосходстве какой-либо из сторон, будь то Россия или США, считает первый вице-президент Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, экс-начальник главного штаба РВСН генерал-полковник Виктор Есин.
Генерал напоминает, что США обладают полной ядерной триадой. Это межконтинентальная баллистическая ракета «Минитмен-3», атомные подводные лодки типа «Огайо» с баллистической ракетой «Трайдент-2», а также бомбардировщики B-52H и B2a.
Однако нельзя говорить, что ядерная программа США существенно превосходит российскую, отметил эксперт.