Российские военно-морские госпитали — суда «Свирь» и «Енисей» — в ближайшие годы вернутся в строй после ремонта с модернизацией, сообщили «Газете.Ru» в Главном военно-медицинском управлении Минобороны.
К госпитальным судам предъявляются особые международные требования, гарантирующие, что они не будут поражены кем-либо как вражеские. В частности, подобные суда не должны быть использованы в военных целях и должны иметь ясное обозначение того, что оно именно госпитальное судно (обычно используется белый флаг с красным крестом). Кроме того, подобные корабли не должны вмешиваться в боевые действия или препятствовать вражеским боевым судам. И самое главное — судно должно предоставить медицинскую помощь представителям любой нации.
«Госпитальные суда «Свирь» и «Енисей» пройдут ремонт и вернутся в строй в 2018 и 2019 годах соответственно. Морские госпитально-поликлинические суда можно было бы использовать для проведения диспансеризации военнослужащих в Арктике, оказания стоматологической, гинекологической помощи и других, эвакуации тяжелых больных, медицинской реабилитации», — сказали «Газете.Ru» в ГВМУ.
ВМФ России располагал четырьмя (по одному на каждый из флотов: Северный, Балтийский, Тихоокеанский и Черноморский) построенными еще в советское время в Польше госпитальными судами: «Енисей» (в настоящий момент стоит в Южной бухте Севастополя); «Иртыш» (служит на Тихоокеанском флоте, в настоящий момент вышел к берегам Таиланда для участия в международном учении гуманитарной направленности среди представителей государств Ассоциации стран Юго-Восточной Азии, АСЕАН); «Обь» и «Свирь» (входят в состав Северного флота и принимали участие в медицинском обеспечении экспедиции по подъему АПРК «Курск»).
Отметим, что, к примеру, судно «Енисей» рассчитывалось на 200 отдыхающих в профилактории и 100 больных. При экстренной эвакуации корабль способен принять на борт за один раз 450 человек. Доставка больных и раненых на судно производилась при помощи корабельного поисково-спасательного вертолета Ка-27. Полное водоизмещение судна — 11 620 т. Скорость полного хода — до 19,5 узла.
Корабль оснащен хирургическим отделением с тремя операционными залами, реанимационным, терапевтическим и приемным отделениями, отделением интенсивной терапии, палатой для больных, рентгеновским кабинетом, диагностическим центром, УЗИ, аптекой, поликлиникой и медицинским складом. Для проведения досуга и занятий спортом на борту есть киноконцертный зал, спортивный зал с тренажерами и площадками для тенниса, волейбола и мини-футбола, плавательный бассейн, баня с сауной, тир и салон отдыха.
Два первых госпитальных судна — «Обь» и «Енисей» — были переданы ВМФ в 1980 году, а еще два («Иртыш» и «Свирь») построили по измененному проекту с увеличенным до 11 875 т водоизмещением и передали в 1989–1990 годах.
Сегодня военные медики подчеркивают, что морские госпитально-поликлинические суда необходимы флоту, так как в Средиземном море на постоянной основе развернута оперативная эскадра, корабли ВМФ России постоянно находятся в Аденском заливе, где ведут борьбу с пиратством. Кроме того, отмечают в Минобороны, особую важность в настоящее время подобные суда имеют в связи с событиями в Сирии.
«Наличие одного госпитального судна в указанном регионе решает все вопросы по медицинскому обеспечению экипажей кораблей. Кроме того, в настоящее время ускоренными темпами развивается Арктика, в том числе и присутствие там Вооруженных сил Российской Федерации вдоль трассы Северного морского пути», — пояснили «Газете.Ru» в военно-медицинском управлении, подчеркнув, что ряд гарнизонов расположены на труднодоступных островах.
О том, что плавучие госпитали требуют ремонта и модернизации, еще три года назад говорил теперь уже экс-главнокомандующий Военно-морским флотом адмирал Виктор Чирков. «Им нужен ремонт и модернизация. Такое решение принято министром обороны, и мы его выполним. Госпитальные суда могут привлекаться для решения задач оперативного соединения в Средиземном море», — сказал Чирков в 2013 году в интервью РИА «Новости».
В настоящий момент завершилась модернизация лишь на «Иртыше» — на него установили новое современное медицинское оборудование. Официальной информации о судьбе судна «Обь» нет, но, по данным СМИ, некоторое время назад обсуждался вопрос о продаже судна неизвестным бизнесменам.
В Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) на сегодняшний день не располагают информацией, на какой верфи Минобороны планирует ремонтировать госпитальные суда и какими новыми возможностями их оснастят. Тем не менее
официальный представитель ОСК сказал «Газете.Ru», что «в документах долгосрочного планирования существуют планы по строительству новых госпитальных судов».
«Однако их реализация находится в компетенции Минобороны России. В настоящий момент заказов на проектирование и строительство госпитальных судов нового проекта предприятия ОСК не имеют», — добавил собеседник.
Ранее один из обучавшихся на так и не переданном России вертолетоносце типа «Мистраль» российских моряков рассказывал «Газете.Ru», что на французских кораблях «сделано все для людей». В частности, ему очень понравился спортзал на «Мистрале», но особое впечатление на моряка произвел медицинский блок вертолетоносца: «Очень хороший медблок с оборудованием для стоматологов, хирургов, там даже рожать можно, — на «Мистрале» же можно еще и беженцев транспортировать, мало ли что произойдет», — пояснил моряк. Вертолетоносцы «Мистраль» в Россию, как известно, не попали, но не исключено, что имеющиеся на этих кораблях возможности будут реализованы на российских кораблях нового поколения, а также при модернизации уже имеющихся в составе ВМФ судов.