Морская авиация Военно-морского флота России отмечает столетие. Как заявил по случаю знаменательного события главнокомандующий ВМФ адмирал Владимир Королев, «боевая деятельность морской авиации на протяжении всей истории флота отличалась беззаветной стойкостью и мужеством, высокой боевой активностью и воинским мастерством».
Именно 17 июля 1916 года российские гидросамолеты добились первой боевой победы над морем — с тех пор и ведется отсчет истории морской авиации. В августе 1941 года летчики ВМФ нанесли первый удар по германским фашистам.
«Особую гордость военные моряки испытывают за летчика-североморца Юрия Алексеевича Гагарина — первым проложившего путь человечества к звездам», — говорится в поздравлении адмирала Королева на сайте Минобороны.
«Газета.Ru» вспоминает вехи истории становления военно-морской авиации.
На самом деле гидроавиация в России появилась еще в 1911 году — и поначалу гидросамолеты закупались за рубежом. Однако затем знаменитые российские конструкторы Владимир Лебедев и Дмитрий Григорович разработали несколько прототипов летающих лодок.
Первый отечественный гидроплан был спущен на воду 6 августа 1912 года на Васильевском острове в Санкт-Петербурге.
Эту дату указывают в качестве дня рождения российской морской авиации.
Однако с неменьшим основанием днем рождения гидропланерного флота можно считать еще более раннюю дату — 16 сентября 1910 года, когда в Севастополе в условиях флота впервые поднялся в воздух аэроплан «Антуанет», пилотируемый лейтенантом Станиславом Дорожинским. Через неделю, 22 сентября 1910 года, самолет «Блерио-ХП» впервые в России пролетел над морем из Петербурга в Кронштадт.
Идея авианосца впервые была высказана российским инженером, капитаном корпуса инженеров флота Львом Мациевичем. Еще в 1909 году Мациевич написал докладную записку в Главный морской штаб, в которой предлагал разработать конструкцию авианесущего корабля, гидроплана и специальной катапульты, позволяющей прямо с палубы запускать военные самолеты.
В 1912–1914 годах на базе российской техники были сформированы воздушные подразделения в составе Черноморского и Балтийского флотов.
У российского авиаконструктора Дмитрия Григоровича интересная судьба. Дмитрий Павлович и работал на сахарном заводе, и служил в интендантстве военного ведомства, а еще издавал свой собственный журнал «Вестник воздухоплавания». В 1912 году Григорович, получивший инженерное образование, становится техническим директором завода «Первого Российского товарищества воздухоплавания С.С. Щетинин и К», а год спустя создает летающую лодку М-1 — первый в мире гидросамолет. За первым гидропланом последовали другие, более совершенные. Считается, что российский двухместный гидроплан М-5, сконструированный Григоровичем, по ряду характеристик превосходил зарубежные аналоги.
Вслед за М-5 Григорович разработал тяжелый гидросамолет М-9, предназначенный для нанесения ударов по кораблям и береговым объектам.
В знаменательном сражении 17 июля участвовали четыре самолета М-9 конструкции Григоровича. Эти самолеты базировались на первом российском авианесущем корабле «Орлица» (фактически это был грузопассажирский пароход, в 1915 году переоборудованный в авианосец). Гидросамолеты «Орлицы» вели разведку, а также могли открывать пулеметный огонь и сбрасывать бомбы.
17 июля четыре М-9 приняли бой с немецкими самолетами, стремившимися нанести удар по российской военно-морской базе на острове Сааремаа. В ходе напряженного боя нашим летчикам удалось сбить два вражеских аэроплана;
два оставшихся немецких летчика повернули назад. Наши самолеты вернулись на «Орлицу» в полном составе. Это была первая победа, одержанная над морем русскими летчиками на гидропланах российского производства.
В дальнейшем российская морская авиация становится одной из основных сил флота. С приходом к власти Владимир Ленин лично приказал учредить должность комиссара при управлении морской авиации и воздухоплавания. Первым комиссаром стал Андрей Павлович Онуфриев, который впоследствии был назначен заместителем начальника Главного управления Военно-воздушного флота.
На развитие авиации ВМФ советское правительство выписывало колоссальные средства — так,
в 1922 году руководители государства выделили 35 млн рублей на восстановление и создание авиационных заводов и конструкторских бюро. Перед авиаконструкторами и инженерами стояла непростая задача — «создать большой океанский флот, достойный великой Советской державы».
Триумфом морских летчиков в Советском Союзе стала операция по спасению челюскинцев в 1934 году. Когда пароход затонул, на льду оказались 104 человека — в том числе женщины и маленькие дети. В столице тут же была создана специальная комиссия по спасению челюскинцев — ее возглавил один из ближайших сподвижников и советников по вопросам экономики Иосифа Сталина Валериан Куйбышев. И спустя полтора месяца
советские летчики сняли со льдины всех потерпевших кораблекрушение
(в том числе начальника экспедиции, знаменитого географа и исследователя Севера Отто Юльевича Шмидта). Особенно отличился летчик Анатолий Ляпидевский — в ненастную погоду он совершил 29 поисковых полетов, прежде чем обнаружил лагерь выживших. В конце апреля 1934 года Ляпидевскому было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.
«Русские летчики положили конец страшной драме, которая моментами, казалось, должна была привести к трагической развязке. Их мужество, выдержка, преданность делу заслуженно вызывают восхищение всего мира», — писала тогда французская газета «Тан».
В Великую Отечественную войну морская авиация первой проложила путь к победе, еще в ночь на 8 августа 1941 году нанеся удар по Берлину.
Авиаторы 1-го минно-торпедного авиаполка Краснознаменного Балтийского флота осуществили сброс бомб на хорошо освещенную столицу Третьего рейха
— а не ожидавшие удара немцы в течение целых 40 секунд не могли включить светомаскировку. «В результате бомбежки возникли пожары и наблюдались взрывы. Все наши самолеты вернулись на свои базы без потерь», — оповестило тогда советское Информбюро.
А вот отрывок из письма немки на фронт своему супругу: «Всем говорят, что бомбили англичане, но нам точно известно, что в эту ночь нас бомбили русские. Они мстят за Москву. Берлин от разрывов бомб сотрясается… И вообще скажу тебе: с тех пор как появились над нашими головами русские, ты не можешь представить, как нам стало скверно».
Звания Героя Советского Союза были удостоены 260 морских летчиков, а пятеро из них — дважды.
Официальным праздником морских летчиков день 17 июля стал спустя 80 лет, в соответствии с приказом главнокомандующего ВМФ Российской Федерации Феликса Громова №253 от 15 июля 1996 года.
Современная морская авиация выполняет разные функции: ракетоносную; противолодочную; истребительную; разведывательного и вспомогательного назначения. Боевой состав и возможности корабельной авиации расширяются, разрабатываются новые авиационные средства поражения подводных лодок, создается самолет-амфибия нового поколения.
Морские летчики отрабатывают свои навыки во всех широтах — от юга России и до самой Арктики. К средиземноморскому походу к берегам Сирии готовятся экипажи самолетов и вертолетов морской авиации, базирующиеся на единственном в России тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов».