Министр обороны Молдавии Анатолий Шалару на прошедшем в Варшаве саммите стран НАТО попросил альянс помочь вывести российские войска с территории Приднестровья. Шалару настаивает, что согласно конституции Молдавия обладает нейтральным статусом, поэтому молдавская сторона хочет заменить российскую миротворческую миссию на международно-гражданскую.
«Мы обращаемся с просьбой поддержать нашу инициативу о трансформации миссии в Приднестровском регионе в многонациональную гражданскую миссию.
Мы настаиваем также на выводе с территории Молдовы войск и вооружений Российской Федерации в соответствии с международными обязательствами», — заявил молдавский министр обороны.
Операция «Дестабилизация»
Это уже не первые попытки Кишинева обратить на себя внимание мировой общественности и, в частности, НАТО с целью вывода со своей территории российских миротворцев и вернуть себе Приднестровье.
Напомним, что более 50% жителей Приднестровья — русские и украинцы. Опасаясь присоединения Молдавии к Румынии в порыве национализма, еще до развала СССР Приднестровье добивалось выхода из состава Молдавии. Молдавские власти пытались решить проблему силой, но попытка не удалась, и в 1992 году Приднестровье стало фактически неподконтрольной Кишиневу территорией. Сейчас на территории Приднестровья находится оперативная группа российских войск, выполняющая миротворческую миссию и охрану складов с боеприпасами.
«Молдавия в очередной раз решила поднять свои проблемы до уровня топа международных новостей», — отметил в беседе с «Газетой.Ru» президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов.
Он подчеркивает легитимность нахождения российского военного контингента в регионе. Кроме того, он настаивает на необходимости решения подобных вопросов Кишиневом в двустороннем с Москвой формате, так как любые недружественные шаги со стороны Молдавии могут привести к свертыванию экономического сотрудничества с Россией, а зависимость Молдавии в этом плане от Москвы достаточно велика.
Российский миротворческий контингент под командованием генерала Александра Лебедя был введен в зону приднестровского конфликта в 1992 году.
С появлением российских миротворцев в зоне конфликта братоубийственная война прекратилась, и с тех пор не было зарегистрировано ни одной вспышки насилия, что дало возможность Кишиневу и Тирасполю договариваться о мирном урегулировании конфликта.
«Вывод российского воинского контингента из Приднестровья существенно ослабит геополитические позиции нашей страны на Юго-Западном стратегическом направлении. Это приведет к резкой дестабилизации обстановки в регионе», — считает экс-замминистра обороны по вооружению генерал-полковник Анатолий Ситнов.
Генерал также опасается попадания «в руки злоумышленников» приднестровских боеприпасов.
Дестабилизация Приднестровья может привести к пересмотру границ, всей политики в Восточной Европе, создаст дополнительные трудности для всех соседей Приднестровской республики.
«После вывода российских миротворцев может возникнуть очередной плацдарм, который в будущем будет использоваться как против России, так и против Украины. Обстановка, которая сложилась на сегодняшний день в Приднестровье, является до определенной степени балансом сил. И разрушать его не стоит. Дестабилизация геостратегической обстановки вокруг Приднестровья ударит по интересам практически всех государств региона — Украины, Польши, Румынии, Венгрии», — отметил Ситнов в беседе с «Газетой.Ru».
Вопрос с вооружением
Согласно конституции Молдавской Республики территория Приднестровья является частью страны и имеет статус автономно-территориального образования, но по факту Приднестровье Кишиневом не контролируется, а власти этой автономии считают себя отдельным независимым государством, однако страны ООН не признают эту независимость.
Власть и народ этого непризнанного образования совершенно четко определились в сторону союза с Россией.
Об этом свидетельствует недавний визит заместителя председателя правительства России Дмитрия Рогозина. При этом республика однозначно положительно относится к сохранению и даже упрочению российского военного присутствия на ее территории, которое сохраняет шаткое равновесие в приднестровском мире.
Экс-начальник главного оперативного управления Генштаба Вооруженных сил России генерал-лейтенант Николай Моисеев уверен, что на данном этапе России необходимо сохранить силовое присутствие в регионе и даже увеличить контингент, иначе это место сразу займут другие, недружественные силы.
«Что касается боевого и численного состава российской группировки в Приднестровье, то при необходимости она должна быть усилена.
Кроме того, не следует забывать и о том, что 35% населения Приднестровья — русские, причем подавляющее большинство из них — граждане России. Их защита — наш долг и обязанность», — пояснил «Газете.Ru» Моисеев.
Военачальник, сыгравший одну из главных ролей в истории 1992 года, экс-командующий 14-й армией (города Тирасполя) генерал-лейтенант Юрий Неткачев также подчеркнул большой процент русского населения в регионе и необходимость его защиты. «Миротворческий контингент в Приднестровье находится на совершенно законной основе. Мы там стояли и будем стоять. И будем помогать нашим военнослужащим всем, чем возможно. А разрешить конфликт можно только путем переговоров. Не стоит забывать, что очень много русских живет и по ту сторону Днестра», — сказал «Газете.Ru» Неткачев.
В апреле 2016 года посол по особым поручениям МИД России Сергей Губарев заявлял, что российские войска выведут из Молдавии, когда решится вопрос о вывозе и утилизации вооружений.
Проблемой является и необходимость вывоза вооружений из Молдавии через Украину.
Ситуация малореальная — Киев явно не позволит провезти через свои территории несколько эшелонов с российским оружием.
Чтобы вывести российских миротворцев, необходимо создать условия, при которых мирная обстановка в регионе не нарушится и конфликт вновь не перейдет в вооруженное противостояние.
Глава Приднестровья Евгений Шевчук считает призывы о выводе российских войск провокацией «разморозки конфликта» и привлечения к «его урегулированию» сил НАТО.
Отношения между конфликтующими сторонами в Приднестровье до сих пор остаются напряженными, и даже перейдя в стадию мирного урегулирования, этот конфликт наряду с карабахским является на постсоветской территории одним из сложнейших.