Американский аналитический центр Atlantic Council опубликовал ранее анонсированный доклад, в котором обвинил Минобороны России в том, что на протяжении воздушной операции в Сирии российская авиация систематически наносила удары не по объектам «Исламского государства» (организация, запрещенная в России), а по мирным целям и целям в районах, занятых сирийской оппозицией.
В декабре 2015 года сразу две международные организации — Human Rights Watch и Amnesty International — обвинили Россию в применении кассетных бомб при бомбардировках целей в Сирии. В Минобороны отвергли это обвинение, как и обвинение в обстреле гражданских объектов. «Относительно предположений по кассетным бомбам. Российская авиация их не применяет», — заявил представитель Минобороны Игорь Конашенков.
«Я хочу с чувством достоинства сказать, что мои пилоты за все время нахождения там ни разу не промазали, ни разу не нанесли ударов по запрещенным объектам, так называемым чувствительным местам — это школы, больницы, мечети, другие святые места», — заявил главнокомандующий Воздушно-космическими силами России генерал-полковник Виктор Бондарев.
Обнародованный накануне доклад Atlantic Council с громким названием «Отвлеки, обмани, разрушь», несмотря на то что претендует на освещение чисто военных аспектов, весьма политизирован и изобилует обвинениями России не только в военных преступлениях, но и жульничестве и желании отвлечь внимание от событий на Украине.
Одно только слово «Путин» в нем употребляется 61 раз.
Первым обвинением составителей доклада стало то, что целями российских ВВС почти всегда становились не объекты инфраструктуры ИГ, а цели, принадлежащие сирийской оппозиции, либо вовсе чисто гражданские объекты.
Эти утверждения строятся на краудсорсинговом анализе изображений, хранящихся в открытых источниках, — видеозаписях обстрелов, публиковавшихся самими российскими военными.
И происходило это, по словам аналитиков, с первого же дня операции, 30 сентября 2015 года. Тогда сирийское информационное агентство сообщило, что целями российских бомбардировок стали населенные пункты Ар-Растан, Талбиса, Аз-Зафаран, Ат-Тлюль Аль-Хомр, Айдун, Дейр-Фуль и окрестности Саламии. В сообщении утверждалось, что удары были нанесены по позициям боевиков «Исламского государства». Однако по данным международной неправительственной организации Institute for the Study of War, эти территории были не под контролем ИГ, а в районах, контролируемых сирийской оппозицией на западе страны.
Анализ видеозаписей, предоставленных Минобороны, был проведен некими аналитиками, включая российского эксперта Руслана Левиева, и группой журналистов-расследователей Bellingcat (Издание признано в России СМИ-иноагентом и включено в список нежелательных организаций). На одном из видеороликов утверждалось, что удары наносятся по целям ИГ, однако эксперты пришли к выводу, что в действительности цель находилась близ деревни Аль-Латамина, провинция Хама, где ИГ не присутствовало.
Выводы эти делались путем сопоставления карт местности с фигурирующими на видео участками, этим занимались добровольцы, участвовавшие в проекте.
Их предположения затем перепроверялись методами геолокации, путем привязки к конкретным дорогам, деревьям и постройкам.
К примеру, на видео с уничтожением колонны бензовозов близ города Эс-Саура на севере Сирии, которые в докладе почему-то названы «нефтехранилищем», эксперты узнали «зернохранилище» близ местечка Сурман, что в 150 километрах.
На видео, размещенном 17 ноября якобы с уничтожением нефтезавода террористов, в действительности была разбомблена станция водоочистки в деревне Аль-Хавса и зернохранилище, утверждают эксперты:
Заметили составители и другие нестыковки в заявлениях Минобороны, например, о якобы уничтоженной «мечети Аль-Фарука Умара ибн Аль-Хаттаба».
«На их аэросъемках обведена мечеть Аль-Фарук, а мечеть, которую бомбили, называлась мечеть Умара ибн Аль-Хаттаба, — говорится в докладе. — Изучая видеозаписи и фото в интернете, сделанные после бомбежки мечети, возможно доказать, что мечеть Умара ибн Аль-Хаттаба находится на севере города, а не в точке, указанной Минобороны».
Вторым главным обвинением российских войск стало использование в авианалетах запрещенных к использованию кассетных бомб.
Правда, чтобы утверждать это, аналитики не использовали ничего, кроме доступных в интернете видеозаписей, на которых запечатлены российские самолеты на авиабазе Хмеймим. В поисках отличий кассетных бомб от обычных фугасных, которые, к слову, имеют много сходств, западные эксперты полагались только на себя.
Так, эти бомбы (РБК — разовая бомбовая кассета) эксперты разглядели на видео в твиттере корреспондента Russia Today Мурада Газдиева и на кадрах международного агентства Sputnik:
Как рассказал «Газете.Ru» старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, директор Центра стратегических исследований и анализа «Россия-Восток-Запад» Владимир Сотников,
международное сообщество приняло конвенцию о запрете использования кассетных бомб. «Россия в ней не участвует. Кстати, США тоже не участники этой конвенции, как и Китай, который упорно отказывается вступать в это, и Пакистан. В ней участвуют основные европейские страны, те, у кого подобных вооружений нет. Это было сделано специально, они выступили зачинщиками на одной из сессий Генассамблеи ООН с проектом такой конвенции».
«Газета.Ru» показала кадры, за которые зацепились аналитики в докладе, и военным экспертам,
и те не нашли на них запрещенных кассетных бомб.
Как пояснил «Газете.Ru» эксперт специализированного издания «Военно-промышленный курьер» Алексей Рамм, на видеозаписях показаны осколочно-фугасные авиационные бомбы, которые можно перепутать с кассетными, но есть ключевые отличия: «Я там увидел только ОФАБы. Издали их можно перепутать с РБК-500. Но у ОФАБ более выраженная передняя часть со взрывателем.
Они внешне чуть похожи, но ОФАБ отличается наличием контактного взрывателя в головной части, тогда как у РБК его нет, так как кассета взрывается в воздухе через некоторое время после отделения от самолета, а не от удара о цель».
С ним согласен специалист по боеприпасам Николай Семирек. По его словам, на штурмовиках Су-25 в разных сюжетах подвешены 100- и 250-килограммовые бомбы ФАБ и ОФАБ. На фронтовом бомбардировщике Су-24 подвешена 500-кг ФАБ. «На многофункциональном Су-34 подвешены четыре управляемые по спутниковой навигации 500-кг фугасные бомбы. То, что лежит на земле возле штурмовиков Су-25, — это третий боекомплект БК-3 (возможно, в Сирии — это второй БК-2). Он состоит из пары 20-ствольных блоков Б-8М1 для стрельбы 80-мм ракетами, пары контейнеров КМГУ-2 и какой-то хрени, которую американские умники выдают за разовую бомбовую кассету, — считает эксперт. — Я бы сказал, что это — осветительная авиабомба для ночной стрельбы из блоков. Внешне они неотличимы».
По словам специалиста, кассетные бомбы применяют по площадным целям на открытой местности, в городах мелкие бомбы из кассет бесполезны.
«Надо не оправдываться перед американцами, а высмеивать их дешевый «шпионаж через интернет». А во-вторых, кроме управляемых авиабомб на новых Су-34, мы бомбим откровенным старьем модели 54-го года. Зато благодаря модернизации прицелов и программного обеспечения на самолетах бомбим так точно, что американцы со своим супероружием зеленеют от зависти. Потому и беснуются», — добавил он.