Индия и Франция в понедельник подписали меморандум о взаимопонимании по приобретению индийской стороной французских истребителей Rafale, финансовые аспекты сделки будут решены в ближайшее время. Об этом пишет индийское издание Hindustan Times. Заявление было сделано в рамках переговоров премьер-министра Индии Нарендры Моди с французским президентом Франсуа Олландом, которого пригласили в Индию в знак солидарности с Пятой республикой в части терактов, унесших жизни 130 человек в Париже 13 ноября 2015 года.
«Мы рады, что удалось достигнуть соглашения о приобретении 36 самолетов Rafale у Франции. Мы урегулируем финансовые вопросы в ближайшее время», — сообщил Моди по итогам переговоров с Олландом.
В свою очередь президент Франции отметил, что «истребители Rafale — это символ, но у стран есть много сфер взаимодействия». «Мы бы хотели, чтобы французские технологии были доступны в Индии», — сказал Олланд по итогам встречи.
Ранее агентство Reuters цитировало заявление Олланда о том, что правительство Франции надеется прояснить ситуацию с долгожданной продажей боевых самолетов Нью-Дели на сумму порядка $9 млрд. Глава Французской Республики сообщал, что стороны «находились на верном пути», но «достижение согласия по техническим вопросам займет определенное время».
В рамках встречи прошли переговоры по 13 аспектам взаимодействия двух стран. На повестке стояло также обсуждение вопроса о строительстве в Западной Индии шести французских ядерных реакторов.
В декабре 2015 года минобороны Индии сообщало, что
сделка по закупке 36 французских истребителей Rafale предусмотрит 50% офсетов — сделок, предполагающих обратные инвестиции страны-экспортера (Франции) в экономику государства-импортера (Индии).
«Учитывая снижающуюся боевую способность авиационных эскадрилий, ВВС Индии приняли обширную программу модернизации истребителей и транспортного флота. Чтобы придать ускорение этой программе, было принято решение немедленно закупить 36 самолетов Rafale на основе межправительственного соглашения о продаже, предусматривающее 50% офсетов, которые помогут индийским малым и средним компаниям в авиационном секторе», — говорится в релизе.
Согласно данным газеты The Economic Times, изначально Франция настаивала на 30%. Объем инвестиций в рамках офсетов прогнозировался около $4,5 млрд. Министр финансов Франции Мишель Сапен позже говорил, что французские компании инвестируют в индийскую промышленность порядка $10 млрд в ближайшие пять лет, при этом за прошедшие пять лет инвестиции в индийскую экономику ежегодно составляли более $1 млрд.
Как пояснил «Газете.Ru» адвокат Дмитрий Вдовиченко, тот факт, что Индия и Франция подписали «меморандум о взаимопонимании», еще не значит, что Нью-Дели купит у Парижа Rafale, а просто подразумевает дальнейшее обсуждение вопроса.
«Меморандум — это некое согласие, намерение, некое соглашение о понимании. С точки зрения обязательств, то их как правило не возникает. Это всего лишь намерение на будущее, подготовительный документ, предваряющий дорожную карту. Из практики торгового или международного права обычно это не влечет за собой обязательств.
Стороны всего лишь договорились договариваться дальше. Меморандум всего лишь определяет общие принципы взаимодействия и возможного сотрудничества сторон», — сказал юрист.
Напомним, что Индия также не исключала возможности пополнения своего военно-воздушного флота российскими истребителями Су-30МКИ, уже стоящими на вооружении этой страны. По словам главкома ВВС Индии маршала авиации Арупа Раха, Индия «рассчитывала получить именно Rafale»: «Помимо этого, есть и другие самолеты, которые мы рассматриваем. Мы получим больше Су-30МКИ. Был сделан заказ на 120 самолетов Tejas Mk-II. У нас много планов, и многое изменится в ближайшие 10–12 лет», — цитировала его The Economic Times.
Средств на приобретение Rafale у Индии не хватало, они считают французский самолет «самой дорогой покупкой», в то время как легкий индийский боевой самолет Tejas, разработка которого в стране ведется более 30 лет, — самым дешевым. По словам министра обороны Индии Манохара Паррикара, для расширения заказа Rafale не хватало средств, поэтому летчикам придется использовать новую версию отечественного Tejas-Mark 1A.
По данным открытых источников, нужды ВВС Индии включают 45 истребительных эскадрилий, но функционируют только 35. К 2022 году в связи с устареванием флота МиГ-21 количество эскадрилий сократится до 25.
Примечательно, что за несколько часов до переговоров Моди и Олланда индийское издание Business Standard сообщило также о том, что Россия и Индия договорились о снижении цены проекта совместного истребителя пятого поколения (FGFA) с $5,5 млрд до $4 млрд с каждой стороны. При этом отмечалось, что инфляция взвинтила цену до $6 млрд с каждого партнера, но удалось договориться о более выгодных условиях.
«Проект FGFA остался в живых. В прошлом месяце переговоры достигли прорыва, стороны договорились о разработке самолета по сниженной цене в $4 млрд. Это откроет двери строительству 250 FGFA для замены российских Су-30МКИ»,
— пишет издание, отмечая, что в первый год после подписания контракта на опытно-конструкторские работы с каждой стороны в проект вложат по $1 млрд, а далее по $500 млн ежегодно в течение шести лет.
В Объединенной авиастроительной корпорации «Газете.Ru» эти заявления не подтвердили и не опровергли, сославшись на то, что российская сторона предпочитает не комментировать этот проект, а оставляет эту прерогативу Индии.
Проект FGFA предполагает модификацию создаваемого в РФ ПАК ФА (перспективного авиакомплекса фронтовой авиации, «Сухой» Т-50) под нужды ВВС Индии, а это порядка 50 изменений, включая установку более мощных двигателей и радара, снимающего обстановку на 360°.
Источник «Газеты.Ru» в российском оборонно-промышленном комплексе сообщил, что ВВС Индии никаких официальных уведомлений о желании изменить характеристики ПАК ФА в их интересах не получали. Он также пояснил, что появление информации о российско-индийском проекте перед переговорами с Францией о Rafale похоже на лоббистский вброс, особенно с учетом того, что индийская сторона высказывает недовольство российским проектом.
«Непонятно и откуда индийская сторона взяла вопрос о снижении стоимости. Изначально заявлялось об 11 млрд, теперь вдруг о четырех. Непонятно, то ли это желание надавить на Россию, то ли заигрывание с французами, — сказал собеседник. — В декабре их премьер приезжал к нам и общался с Владимиром Путиным, стороны обсуждали в том числе и тему истребителей пятого поколения. По итогам встречи ни наша, ни индийская стороны никаких официальных заявлений не делали. Статья появилась не случайно — в Индию прибыл президент Франции Олланд в том числе и для лоббирования Rafale».
«Похоже на то, что Индия играет на противоречиях между РФ и Францией, чтобы выторговать лучшие условия сделки», — добавил он, отметив, что не исключено, что за статьей про российско-индийский FGFA стоят индийские промышленники.
Напомним, что в декабре 2015 года индийское аудиторское агентство CAG опубликовало экспертное заключение об эксплуатации местными летчиками российских истребителей Су-30МКИ, согласно которому показатель летной годности у российских машин значительно ниже нормы, так как ряд агрегатов самолетов данного типа часто ломается. Аудиторы отмечали, что причиной большинства проблем является нехватка у Индии российских комплектующих для Су-30.