Маркетплейсы обвинили в использовании алгоритмов для завышения цен

IT-эксперт Единин: алгоритмы маркетплейсов РФ манипулируют выбором покупателей

Jo Panuwat D/Shutterstock/FOTODOM

Алгоритмы анализа потребительского поведения используются операторами маркетплейсов для манипуляции выбором потребителя, что создает риски нарушений прав потребителей и завышения цен. Об этом «Газете.Ru» рассказал член Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения АЮР Борис Единин, комментируя обращение представителей розничной торговли к правительству с просьбой сделать работу маркетплейсов более прозрачной как для потребителей, так и для конкурентов.

Ассоциации товаропроизводителей, продавцов и владельцев интеллектуальных прав обратились в правительство с предложениями по регулированию маркетплейсов 19 декабря 2024 года. Копия письма ассоциации, которое было направлено председателю Михаилу Мишустину и замруководителя администрации президента Максиму Орешкину, имеется в распоряжении редакции «Газеты.Ru». Ассоциация обвинила маркетплейсы в дискриминации участников традиционной розницы, продавцов и потребителей со стороны маркетплейсов. В частности, была отмечена проблема того, что маркетплейсы поднимают в поисковой выдаче продукцию собственных торговых марок и распространяют контрафакт.

Единин сказал «Газете.Ru», что операторы маркетплейсов при помощи различных технологических алгоритмов анализируют потребительское поведение, а после используют полученные данные для манипулирования выбором потребителя. Такая манипуляция, по словам эксперта, создает риски завышения цен и нарушения прав потребителей.

«Так, резонансными являются факты, когда наличие премиум-подписки приводило к завышению цен на товары на одном из маркетплейсов. Также платформы технологически могут приоритезировать в выдаче собственные товары и услуги. Это подтверждает практика Федеральной антимонопольной службы: в результате многолетних разбирательств ФАС обязала «Яндекс» прекратить давать преимущество в поиске собственным сервисам и связанным с владельцем поискового сервиса компаниям», – сказал Единин.

По его словам, аналогичный запрет на приоритезацию собственных товаров для маркетплейсов установлен законодательством ЕС. В Китае маркетплейсы обязаны обозначать свои карточки товаров, чтобы они не смешивались с карточками партнеров, а потребитель всегда знал, что покупает товар у самого маркетплейса.

«Введение аналогичных требований в России обеспечит прозрачность отношений и справедливые условия конкуренции при распространении операторами маркетплейсов товаров собственных брендов», – заключил эксперт.

Ранее в Роскомнадзоре заявили, что не будут следить за россиянами, обходящими блокировки.