Специалисты МФТИ разработали и внедрили в эксплуатацию автоматизированную систему оптимизации расписания движения ж/д-транспорта «Прогноз». Она за три секунды составляет новый график движения поездов в случае аварийной ситуации, об этом «Газете.Ru» рассказали в МФТИ.
ИИ уже помогает в организации движения поездов на стратегически важном для экономики Казахстана участке – Жетыген – Алтынколь. Этот участок железной дороги ведет на границу с Китаем. Протяженность магистрали – 191 км. Организация движения поездов на этом участке полностью автоматизирована. При малейшем временном сбое нейросеть может выдавать прогноз развития ситуации на сутки вперед, так как задержка одного поезда запускает цепь событий, влияющих на дорожную ситуацию на всей магистрали.
На поиск пути выхода из аварийной ситуации (составление нового графика движения с учетом ремонтных работ и перенаправление составов на новые пути) интеллектуальной системе «Прогноз» необходимо не больше трех секунд. На решение аналогичной по сложности задач профессиональному диспетчеру потребуется гораздо больше времени. Однако есть ситуации, которые нейросеть разрешает не так эффективно, как опытный специалист.
«Если мы говорим про нормативный график – специалисту по составлению графиков движения (графисту) дается семь дней. За неделю он должен выстроить оптимальный график: надо учесть пожелания всех служб, согласовать с ответственными лицами изменения. Для этого иногда приходится несколько раз заново вводить данные и пересчитывать. Пересчет графика – процесс длительный. Та часть ИИ, которая делает нормативные графики, сильно помогает специалисту. Система учитывает больше 50 параметров и ограничений, критичных для организации движения: от приоритета движения конкретного ж/д-состава до состояния дорожного полотна на конкретном участке», – привел пример ведущий инженер лаборатории волновых процессов и систем управления МФТИ Андрей Новиков.
На сложных участках нейросетевая система «Прогноз» работает в качестве подсказки для диспетчера, а участки, по которым за сутки проходит меньше 20 поездов, в будущем скорее всего автоматизируют полностью. Загруженные участки, где есть маневровая работа, без профессионала работать пока не могут.
Ранее в России научили ИИ обнаруживать дельфинов по их свисту.