Американские ученые из Университета Джона Хопкинса разработали метод, позволивший улучшить обучение начинающих хирургов на тренажерах виртуальной реальности (VR). Технология позволила молодым врачам быстрее применять полученные навыки в реальной жизни. Исследование опубликовано в научном журнале Nature Science Review (NSR).
С помощью VR-программ хирурги оттачивают такие умения, как быстрое и точное наложение швов. Однако виртуальный опыт отличается компетенций, полученных в реальном мире.
Группа исследователей применила неинвазивную постоянную электрическую стимуляцию мозжечка головного мозга, поскольку эта область играет решающую роль в обучении, основанном на пробах и ошибках. Данный тип воздействия деполяризует нейроны и высвобождает нейромедиаторы, позволяющие нейронам взаимодействовать друг с другом.
В эксперименте приняли участие 36 мужчин и женщин, средний возраст которых составлял 27 лет. У 12 из них было медицинское образование, однако никто из испытуемых не имел опыта в роботизированной хирургии и смежных сферах.
Каждому участнику предложили выполнить сложную хирургическую задачу, проведя изогнутую иглу через три кольца радиусом два миллиметра, распределенных с шагом 45 градусов в вертикальной плоскости. Упражнение нужно было повторить дважды — на VR-тренажере и в реальной среде, используя медицинского робота da Vinci.
Во время тренировки часть участников получала электрическую стимуляцию мозжечка. Результаты показали, что воздействие на головной мозг электрическими импульсами значительно улучшило перенос навыков из виртуального окружения в реальное, причем даже в тех случаях, когда задачу нужно было выполнить быстро. В контрольной группе, где стимуляция не применялась, такого эффекта не обнаружили.
По словам исследователей, такой подход может помочь ускорить обучение не только в хирургии, но и в других отраслях.
Ранее эксперт назвал сроки внедрения VR-систем в школьную программу обучения.